САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Итоговое сочинение-2023. Направление «Свобода человека и её ограничения»

Что, а главное — как писать на декабрьском сочинении школьникам, которые намерены рассуждать о свободе, обществе, правах и обязанностях? Пример

Итоговое сочинение  «Свобода человека и её ограничения». Виллем Хайенраетс. Бесконечная свобода / свободные источники
Итоговое сочинение «Свобода человека и её ограничения». Виллем Хайенраетс. Бесконечная свобода / свободные источники

Текст: Ольга Лапенкова

Ребята, поступившие в одиннадцатый класс, уже успели отдохнуть от переживаний, связанных со сдачей экзаменов: ОГЭ остался в прошлом, а новые испытания, кажется, ещё очень нескоро. Но не стоит забывать про итоговое сочинение — небольшой и не слишком-то страшный, но всё-таки важный экзамен, который необходимо сдать, чтобы получить допуск к ЕГЭ. Это сочинение ещё называют декабрьским, потому что его пишут в первую среду зимы. Учеников сажают в отдельный класс и дают на выбор три тематических блока:
  • •«Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»;
  • •«Семья, общество, Отечество в жизни человека»;
  • •«Природа и культура в жизни человека».

В каждом из этих блоков «прячется» ещё несколько направлений, а всего их получается 11. Одно из таких направлений — «Свобода и ограничения». Это ещё не сама тема, ведь формулировки итоговых вопросов никто не разглашает. Но если ученик осведомлён о том, как звучат направления, его шансы написать достойную работу повышаются.

В 2022/23 учебном году правила написания итогового сочинения были те же, что и сейчас: работа должна содержать 350 слов или чуть больше; текст оценивается по пятибалльной шкале, где «единица» или «двойка» — это пересдача, а «тройка» — зачёт.

Задача школьников упрощается ещё и потому, что год назад ребятам уже предлагали писать о свободе и ограничениях, и мы даже посвящали этому направлению отдельный материал. Однако повторение никому ещё не помешало, не правда ли?

Возможные темы итогового сочинения

В прошлогоднем материале мы уже публиковали обширный список тем о свободе и её ограничениях. Все они «просочились» из закрытого банка, где, говорят, их накопилось несколько тысяч. Учитывая опыт выпускников прошлого года, можно добавить ещё такие:

  • •Чем опасна свобода без ограничений?

  • •Почему человек, живущий в обществе, не может быть свободным от него?

  • •Грех и раскаяние в жизни человека.

  • •Хорош или плох жизненный принцип «быть как все»?

  • •В чём состоят обязанности человека перед обществом?

Варианты эпиграфов для итогового сочинения

Чтобы произвести впечатление на экспертов, в начале работы можно написать фразу, которую сказал какой-нибудь деятель науки или искусства. Эту фразу, написанную в правом углу листа сразу после темы, называют эпиграфом. Для направления «Свобода человека и её ограничения» подойдут следующие цитаты:

  • «Человек без свободы выбора — это не человек». Энтони Бёрджесс

  • «Как разумные существа, мы наделены свободой выбора и не можем переложить нашу ответственность на плечи Бога или природы». Арнольд Джозеф Тойнби

  • «Мы теряем три четверти себя, чтобы быть похожим на других людей». Артур Шопенгауэр

Композиция итогового сочинения

Большинство педагогов рекомендует пользоваться «золотым» правилом, согласно которому работу нужно разделить на введение, основную часть и заключение. Основную часть, в свою очередь, следует составить из двух абзацев. Вот как выглядит шаблон, который школьники используют на декабрьском сочинении чаще всего.

  • 1 абзац. Введение. Небольшое размышление на заданную тему + тезис, т. е. основная мысль, которую нужно будет доказать на примерах из художественной литературы.

  • 2 абзац. Первый абзац основной части. Имя автора № 1, название произведения № 1, краткий пересказ ключевого эпизода либо всего произведения, вывод (повтор тезиса другими словами).

  • 3 абзац. Второй абзац основной части. Имя автора № 2, название произведения № 2, краткий пересказ ключевого эпизода или всего произведения, вывод (повтор тезиса другими словами).

  • 4 абзац. Заключение. Развёрнутый (2–4 предложения) повтор тезиса.

Чтобы лучше разобраться, что, как и куда писать, рекомендуем прочитать вариант итогового сочинения: размышление о том, почему без обязанностей не бывает и прав.

Пример итогового сочинения по направлению «Свобода человека и её ограничения»

В чём состоят обязанности человека перед обществом?

Многие считают, что они свободны от каких-либо обязанностей перед обществом. Разумеется, такие люди понимают, что в государстве установлены законы и стоит только преступить границы дозволенного, как последует суровое наказание. Но они рассуждают так: «Я не убиваю, не ворую, не нарушаю общественный порядок — что ещё нужно? Разве я обязан делать что-то большее?» Однако они глубоко заблуждаются. Помимо необходимости исполнять законы мы наделены и нравственными обязанностями перед обществом. Мы не должны допускать в отношении других людей того, чего не желали бы самим себе: иначе нас ждёт возмездие.

Яркий пример персонажа, который, не являясь злодеем или преступником, считал себя свободным от норм морали и нравственности, — это главный герой рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско». В начале произведения центральный персонаж уверен, что, заработав достаточно денег и заслужив уважение влиятельных людей, он уже не должен задумываться о каких-либо обязательствах перед обществом. Господин из Сан-Франциско отправляется в круиз, желая посвятить целый год светским развлечениям, а заодно и подыскать богатого жениха для дочери. На протяжении всего произведения главный герой высокомерно относится ко всем, кроме таких же, как он, представителей «высшего общества». Но когда он внезапно умирает, никто не желает позаботиться о доставке его тела на родину, а жена и дочь больше переживают из-за грядущих неудобств, чем из-за смерти близкого человека. Итак, главный герой считал себя свободным от обязанностей перед обществом и не понимал, что уважения достойны все, а не только те, кто богат и властен. За что и поплатился.

Ещё один герой, нарушающий не законодательные, а нравственные нормы, — Джордж Уикхем из романа Джейн Остин «Гордость и предубеждение». Он знакомится с Лидией Беннет и побуждает её убежать вместе с ним. Молодой человек мог бы сделать девушке предложение руки и сердца и попросить благословения у её родителей, как это было принято в XVIII веке, но вместо этого он совершает бесчестный поступок. Это бросает тень на всех сестёр Беннет, и главная героиня, мудрая и добродушная Элизабет, переживает, что теперь старшие сёстры Лидии не смогут выйти замуж за достойных молодых людей. К счастью, всё заканчивается благополучно, да и сама Элизабет обретает семейное счастье. Однако мистер Уикхем, не считавший необходимым соблюдать нравственные законы, сам себя наказал: автор даёт понять, что его брак никогда не будет поистине счастливым.

Итак, ни в коем случае нельзя поступать с людьми бесчестно, даже если то или иное решение не осуждается законодательными нормами. Нельзя забывать, что помимо требований закона мы должны соблюдать и нравственные обязательства. Иначе нам придётся расплачиваться за наши корыстные и эгоистичные решения.