САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Рассказы на государственном уровне

На Главной сцене фестиваля «Красная площадь» прошел суперфинал всероссийского конкурса «Живая классика»

живая классика суперфинал красная площадь
живая классика суперфинал красная площадь

Текст: Андрей Васянин/РГ

Фото: Сергей Михеев/РГ

Это был уже второй смотр лучших чтецов прозы среди школьников России, прошедший на Красной площади в рамках одноименного фестиваля.

Позади региональный этап, финал в Артеке, отобравший исполнителей уже для главного действа фестиваля, чтения на главной площади страны. И вот — большая сцена на фоне храма Василия Блаженного, гром курантов, каждые четверть часа сопровождающий строки Битова, Улицкой и Василя Быкова.

— Красная площадь — это ж государственный уровень! — говорила перед началом действа участница чтений из Брянской области десятиклассница Катя Крыцина. — Здесь требуется уже иная дисциплина, иная сосредоточенность, но вместе с тем появляется и какая-то новая свобода. А сзади еще — ты сам размером с ГУМ…

Катя говорила о том, что на огромном экране за спиной выступающего на  Главной сцене артиста транслировался он сам — крупным планом. И тут уже надо было быть сверхсосредоточенным: твои эмоции, оговорки, неверные движения выходили на экран. Но главным все же было не это.

— Главное — это способность детей передать смысл того, что они читают, — говорил перед началом суперфинала кинорежиссер, худрук журнала «Ералаш», член жюри «Живой классики» Борис Грачевский. — И должен сказать, что практически все участники на это способны, общий уровень конкурса очень высок, у ребят есть актерское понимание того, что и зачем они читают. Я уж не говорю о детском обаянии…

живая классика суперфинал красная площадь

На Главную сцену фестиваля в этот ветреный, как и все дни «Красной площади», день, мальчишки и девчонки выходили в легких концертных платьях и тонких рубашках. Но на их обаянии это никак не сказывалось — хотя, возможно, желание побыстрее укрыться в теплой палатке и возникало в детских головах.

Казалось, что открывший чтения Даниил Сударушкин из Санкт-Петербурга был слишком уж активен в образе главного героя рассказа Андрея Битова «Моя зависть». Но за ним вышла в бирюзовом платье «в пол» Злата Антонова из-под Ярославля — и ее Кити, отказывающая Левину, не поспешила ни в едином движении и чувстве.

В прозаических отрывках, читаемых ребятами, было много военной темы. Хасан Нальгиев из Кабардино-Балкарии давил немцев на танке в рассказе Железнякова «В старом танке». «Фотографией» Анатолия Приставкина, до слез жгучим рассказом о детях, не дождавшихся отца с войны, ставрополец Саша Глобенко (видел собственными глазами) заставлял зрителей, занявших все места в открытом амфитеатре у Главной сцены, смахивать слезы. Павел Грошев, читая быковское «Мертвым не больно», стискивал зубы так, словно в него и самом деле вошла немецкая пуля…

живая классика суперфинал красная площадь

Катя же Крыцина вновь, как и месяц назад в «Артеке», была влюблена и потому, дай ей крылья, — полетела бы над сценой, как ее героиня из рассказа «Гонение на рыжих».

Жюри, в которое вошли, среди других, актеры Андрей Соколов и Кристина Асмус, заместитель председателя Комитета Государственной думы по образованию Лариса Тутова, журналист Павел Гусев, режиссер Сергей Голомазов и другие официальные лица, поднимали таблички с выставленными участникам баллами, зрители болели за своих фаворитов, фавориты заставляли зрителей забыть про холод.

И вот — все участники на сцене. Вместе с ними — президент фонда «Живая классика» Марина Смирнова, ради такого случая надевшая платье из книг. Зрительское голосование выбрало второклассника Кирилла Литвинчука за исполнение роли щенка в рассказе Натальи Абрамцевой «А я кто?».

А главный приз достался Кате Крыциной.

Михаил Сеславинский, руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям:

— Суперфинал проходит сегодня в день рождения Пушкина, с недавних пор — государственного праздника, Дня русского языка, учрежденного указом президента РФ. Мы ценим Пушкина за его вклад в развитие русского языка. Ведь если человек грамотно говорит по-русски, стихи он читает или прозу, — он говорит языком Пушкина.