Текст: Андрей Васянин/РГ
Фото: Сергей Михеев/РГ
Это был уже второй смотр лучших чтецов прозы среди школьников России, прошедший на Красной площади в рамках одноименного фестиваля.
Позади региональный этап, финал в Артеке, отобравший исполнителей уже для главного действа фестиваля, чтения на главной площади страны. И вот — большая сцена на фоне храма Василия Блаженного, гром курантов, каждые четверть часа сопровождающий строки Битова, Улицкой и Василя Быкова.
— Красная площадь — это ж государственный уровень! — говорила перед началом действа участница чтений из Брянской области десятиклассница Катя Крыцина. — Здесь требуется уже иная дисциплина, иная сосредоточенность, но вместе с тем появляется и какая-то новая свобода. А сзади еще — ты сам размером с ГУМ…
Катя говорила о том, что на огромном экране за спиной выступающего на Главной сцене артиста транслировался он сам — крупным планом. И тут уже надо было быть сверхсосредоточенным: твои эмоции, оговорки, неверные движения выходили на экран. Но главным все же было не это.
— Главное — это способность детей передать смысл того, что они читают, — говорил перед началом суперфинала кинорежиссер, худрук журнала «Ералаш», член жюри «Живой классики» Борис Грачевский. — И должен сказать, что практически все участники на это способны, общий уровень конкурса очень высок, у ребят есть актерское понимание того, что и зачем они читают. Я уж не говорю о детском обаянии…
На Главную сцену фестиваля в этот ветреный, как и все дни «Красной площади», день, мальчишки и девчонки выходили в легких концертных платьях и тонких рубашках. Но на их обаянии это никак не сказывалось — хотя, возможно, желание побыстрее укрыться в теплой палатке и возникало в детских головах.
Казалось, что открывший чтения Даниил Сударушкин из Санкт-Петербурга был слишком уж активен в образе главного героя рассказа Андрея Битова «Моя зависть». Но за ним вышла в бирюзовом платье «в пол» Злата Антонова из-под Ярославля — и ее Кити, отказывающая Левину, не поспешила ни в едином движении и чувстве.
В прозаических отрывках, читаемых ребятами, было много военной темы. Хасан Нальгиев из Кабардино-Балкарии давил немцев на танке в рассказе Железнякова «В старом танке». «Фотографией» Анатолия Приставкина, до слез жгучим рассказом о детях, не дождавшихся отца с войны, ставрополец Саша Глобенко (видел собственными глазами) заставлял зрителей, занявших все места в открытом амфитеатре у Главной сцены, смахивать слезы. Павел Грошев, читая быковское «Мертвым не больно», стискивал зубы так, словно в него и самом деле вошла немецкая пуля…
Катя же Крыцина вновь, как и месяц назад в «Артеке», была влюблена и потому, дай ей крылья, — полетела бы над сценой, как ее героиня из рассказа «Гонение на рыжих».
Жюри, в которое вошли, среди других, актеры Андрей Соколов и Кристина Асмус, заместитель председателя Комитета Государственной думы по образованию Лариса Тутова, журналист Павел Гусев, режиссер Сергей Голомазов и другие официальные лица, поднимали таблички с выставленными участникам баллами, зрители болели за своих фаворитов, фавориты заставляли зрителей забыть про холод.
И вот — все участники на сцене. Вместе с ними — президент фонда «Живая классика» Марина Смирнова, ради такого случая надевшая платье из книг. Зрительское голосование выбрало второклассника Кирилла Литвинчука за исполнение роли щенка в рассказе Натальи Абрамцевой «А я кто?».
А главный приз достался Кате Крыциной.
Михаил Сеславинский, руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям:
— Суперфинал проходит сегодня в день рождения Пушкина, с недавних пор — государственного праздника, Дня русского языка, учрежденного указом президента РФ. Мы ценим Пушкина за его вклад в развитие русского языка. Ведь если человек грамотно говорит по-русски, стихи он читает или прозу, — он говорит языком Пушкина.