Текст: Ольга Лапенкова
Вот и герои Саши Чёрного — дети из зажиточных семей конца XIX века — примеряют на себя роли любимых персонажей. Сёстры Валя и Катюша, прочитав «Кавказского пленника» Л. Н. Толстого, решают стать «татарами» и посадить в яму приятеля Мишу — а малыш Игорь, оставшись один дома, отправляется в путешествие на лодке и случайно оказывается на необитаемом острове, совсем как Робинзон из романа Даниеля Дефо…
Приключения ребят описаны смешно и увлекательно, и следить за ними интересно, даже не помня сюжетов книг, которые читали герои Саши Чёрного. Но мы всё-таки освежим их в памяти — чтобы ещё лучше понимать происходящее.
«Кавказский пленник»
Прежде чем рассуждать об этом рассказе, по традиции разберёмся с путаницей, которую нам устроили писатели-классики. Дело в том, что произведение с названием «Кавказский пленник» до Саши Чёрного выпустили аж три автора: А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов и Л. Н. Толстой. Во всех трёх случаях сюжет плюс-минус одинаковый: русский путешественник (или военный) попадает в плен к черкесам (или татарам), но не унывает — и в конце произведения находит способ вернуться на родину. Но каждый автор рассказывает эту историю по-своему. Например, «Кавказские пленники» Пушкина и Лермонтова — это не рассказы, а поэмы, и в какой-то момент на передний план выходит трагическая любовь между русским путешественником и восточной девушкой. А вот Толстой пишет не стихами, а прозой, и в его рассказе уже нет романтической линии — зато есть товарищ главного героя, который оказывается трусом. Подробнее о трёх «Пленниках» — и почему они одинаково называются — мы писали в этой статье.
И вот Саша Чёрный пишет ещё один рассказ с таким же названием — но теперь выбирает не драматический, а шуточный сюжет: две сестрёнки прочитали рассказ Л. Н. Толстого — и, хотя там всё закончилось хорошо, жутко расстроились. Бедный офицер Жилин, сколько ему пришлось перетерпеть! Но детская фантазия тут же нашла выход: сестрёнки решили пофантазировать, как сложится судьба Жилина после побега, и придумали и русскому офицеру, и пришедшей ему на помощь девочке Дине, и даже жестоким татарам счастливую судьбу.
- — Может быть, Жилин потом <...> поймал в плен тех самых татар, которые его мучили… Правда?
- — И больно-пребольно велел их высечь! — обрадовалась Валя. — Крапивой! Вот вам, вот вам! <...>
- Впрочем, Валя сейчас же и передумала:
- — Нет, знаешь, сечь их не надо. Жилин бы только презрительно посмотрел на них и сказал: «Русские офицеры великодушны… Марш! На все четыре стороны. И зарубите себе на вашем кавказском носу… Если вы еще раз посмеете сажать русских в яму, я вас всех отсюда из пушки, как… капусту порублю! <...> Татарской же девочке Дине, которая меня лепёшками кормила, передайте георгиевскую медаль и вот эту русскую азбуку <...>. А теперь вон с моих глаз!»
- — Вон! — закричала Катюша и топнула каблучком в пол.
- — Постой, не кричи, — сказала Валя. — И вот, когда она научилась читать по-русски, она тихонько удрала к Жилину… И потом крестилась… И потом вышла за него замуж…
- Катюша даже взвизгнула от удовольствия, так ей понравился такой конец.
К сожалению, в жизни глобальные проблемы редко решаются простым и мирным путём. Но автор не ругает маленьких героинь за наивность: наоборот, он радуется, что хотя бы в их фантастическом мире торжествует справедливость, мир и покой. И надеется, что девочки пронесут доброту и сострадание через всю жизнь.
Но вот Валя с Катюшей выходят в сад и зовут «дворницкого мальчика» Мишу — их вечного приятеля по играм. Но паренёк, не читавший «Кавказского пленника», не может вжиться в роль Жилина — и не собирается так просто сдаваться в плен:
- Мишка сел верхом на прут и поскакал по дорожке, взбивая копытами грязь…
- — Паф! Паф-паф! — закричали девочки с двух сторон. — Что ж ты не падаешь?! Вались с лошади, сию минуту вались…
- — Не попали! — Мишка дерзко фыркнул, брыкнул ногой и помчался вдоль забора.
- — Паф! Паф!
- — Не попали…
- Что с таким непонятливым мальчиком сделаешь? Сёстры наперерез бросились к Мишке, стащили его с лошади и, подгоняя шлепками, потащили к яме. Ещё упирается! Что это на него сегодня нашло…
Когда мальчишка всё-таки прыгает в яму, сёстры сталкиваются с новыми сюрпризами: оказывается, Миша вовсе и не собирается спасаться бегством! В «плену» тепло и уютно — тем более что Валя постелила мягкий коврик, да ещё и пирожков с капустой принесла…
Таким и должно быть счастливое детство, улыбается автор. Пусть как можно больше ребят на земле не знают, что такое бедность, жестокость и война. И как было бы хорошо, если вражда между народами осталась только на страницах учебников и старых рассказов...
«Игорь-Робинзон»
Люди оказываются на грани жизни и смерти не только во время войны. Вспомнить хотя бы Робинзона Крузо — героя одноимённого романа Даниеля Дефо, который попал в кораблекрушение и очутился на необитаемом острове, где ему пришлось прождать спасения аж 28 лет! Используя инструменты, которые он сумел унести с полуразрушенного корабля, Робинзон построил себе «крепость», научился охотиться на диких коз — и даже организовал ферму и огород.
История Крузо выглядит как вымысел, но, как ни странно, у него был прототип — шотландский матрос Александр Селкирк: он провёл на тихоокеанском острове Мас-а-Тиерра четыре с половиной года. Это, конечно, не двадцать с лишним лет, но всё же! Причём, что интересно, до него на этом же самом острове умудрялись «потеряться» ещё тринадцать человек… Мужчину обнаружил экипаж английского корабля «Герцог», и произошло это в 1709 году, — а спустя десятилетие Дефо опубликовал роман, который стал бестселлером.
Но вернёмся к Игорю, герою рассказа Саши Чёрного. Вот что произошло с ним в один погожий день, когда взрослые — родители и экономка — разбрелись кто куда:
- ...у пристани на пруду — лодка. Можно покачаться, половить на английскую булавку рыбу, поднять адмиральский флаг — голубой носовой платок на пруте. Мало ли что можно.
- Запрещено одному кататься на лодке. Но сидеть в лодке, когда она на замке и цепочке, — разговора об этом не было… <...>
- Продрался к пристани, влез в лодку <...>. Флаг поднял, <...> сел и давай лодку раскачивать. Волны справа, волны слева, по тихому пруду зыбь побежала… <...>
- И докачался. Цепочка натянулась, вырвала из трухлявого столба крючок <...>. Обернулся Игорь — пристань в пяти шагах качается-кланяется. До свиданья, адмирал!
- Адмирал, однако, не растерялся, схватил со дна весло, еле поднял, хотел за пристань зацепиться — далеко… А лёгкий ветерок <...> боком понёс лодку на середину прямо к тенистому островку. Игорь веслом в одну сторону поболтал, в другую, весло упрямое <...>. Бросил весло, притих и стал ждать, куда Бог вынесет. А сердце на весь пруд колотится.
- Зашипела над лодкой зелёная лоза, кролики по кустам брызнули: лодка вздрогнула и остановилась. Остров!
«Остров» оказался крошечным клочком земли — двадцать пять шагов в длину, пятнадцать в ширину; посередине торчит будка, в которой лежит старое сено, вокруг бегают кролики. Берег близко — рукой подать, но Игорь не умеет плавать. Что же делать?
Казалось бы, мальчишка должен обрадоваться, что разделил участь любимого героя. Но Игорь восторга не испытывает — наоборот, переживает: сколько ему придётся просидеть на острове, пока родители не вернутся домой и не бросятся на поиски? Да и когда найдут, радости будет немного: отругают, а то и накажут… Может, позвать кого-нибудь на помощь? но кого? Кричать бесполезно, «только индюку удовольствие, — ишь как передразнивает»…
Конечно, как и в предыдущем рассказе, здесь тоже всё кончается быстро и хорошо — и, думается, Игорь больше не будет без разрешения кататься на лодке. А может, даже попросит родителей, чтобы они научили его плавать...
Секрет счастья?
Психологи, писатели, да и вообще все, кому не лень, уже много столетий спорят, как нужно воспитывать детей. Одни говорят: взрослая жизнь — не сахар, так что не стоит создавать для малышей излишне комфортную обстановку (как в рассказах Саши Чёрного). А то родители и няни избалуют домашним уютом, а потом отправят в детский сад или школу — и ребята с непривычки испытают стресс. Ведь в среде сверстников неизбежно придётся конфликтовать, отстаивать свои интересы, да иногда не словами, а кулаками… Ребёнок, который прожил долгие годы словно в раю, вряд ли сможет постоять за себя — и станет изгоем.
Другие не соглашаются: нет-нет, чем счастливее дети, чем лучше их отношения с родными и близкими, тем крепче и стабильнее у них психика — и тем больше вероятность, что они легко сориентируются в новой обстановке. А что до конфликтов в коллективе... Если ребёнок доверяет папе и маме, он с радостью обсудит возникшие проблемы, и таким образом у него будет, опять-таки, намного больше шансов найти мирный выход из ситуации, чем у тех ребят, которые вынуждены сами разбираться, что такое хорошо, а что такое плохо.
Если истина где-то посередине, то герои Саши Чёрного — это «идеальные» дети: они живут в достатке и комфорте, но при этом у них достаточно свободы, чтобы играть, фантазировать и даже попадать в мелкие неприятности, которые понемногу закаляют их характер.
В заключение вспомним фразу А. С. Пушкина: «Говорят, что несчастье — хорошая школа: может быть. Но счастье есть лучший университет. Оно довершает воспитание души, способной к доброму и прекрасному».