Текст: Ольга Лапенкова
Мы поговорили о системах стихосложения и выяснили, что большинство произведений отечественных классиков написано в рамках силлабо-тонической системы. Иными словами, почти все стихотворения, которые мы знаем и любим, состоят из отдельных строчек, а строчки, в свою очередь, — из стоп, то есть звеньев, внутри которых в определённой последовательности «расставлены» безударные и ударные слоги. Мы поговорили о том, что существует пять разновидностей стоп, а именно:
- •´- (ударный и безударный слог) — размер называется хорей;
- •-´ (безударный и ударный слог) — размер называется ямб;
- •´--(ударный слог и за ним два безударных) — размер называется дактиль;
- •-´- (безударный, ударный, безударный слог) — размер называется амфибрахий;
- •--´(два безударных слога, за ними ударный) — размер называется анапест.
Например, если стихотворение написано ямбом, то схема будет следующая:
- -´ -´ -´ -´ -´
- -´ -´ -´ -´ -´ ...
Стоп-звеньев в одной строчке может быть сколько угодно: хоть две, хоть десять. Более того, количество стоп может изменяться от строчки к строчке. Нередко встречаются, например, ситуации, когда во второй строчке произведения на одну стопу меньше, чем в первой.
Принципиально важно одно: стопы, следующие друг за другом, обязательно должны быть одинаковыми. Не бывает такого, чтобы поэт сначала взял стопу, характерную для хорея, потом — для ямба, а потом — для дактиля. Одно стихотворение — один размер!
Однако стихотворные размеры отличаются не только «рисунком», который получится, если нарисовать схему. Двусложные размеры (хорей и ямб) создают звонкое, бодрое, весёлое звучание, а трёхсложные (дактиль, амфибрахий и анапест) — более задумчивое и даже мрачное.
Двусложные размеры
Хорей
Хорей — самый лёгкий и жизнерадостный стихотворный размер. Мы привыкаем к нему с детства, ведь именно так написаны многие произведения К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, Г. Б. Остера. И, конечно, А. Л. Барто:
- Наша Таня громко плачет:
- Уронила в речку мячик.
- — Тише, Танечка, не плачь:
- Не утонет в речке мяч.
Схема этого стихотворения предельно проста, как и описанная ситуация:
- ´- ´- ´- ´-
- ´- ´- ´- ´-
- ´- ´- ´- ´-
- ´- ´- ´- ´-
Стишки, написанные хореем, чаще всего и сами — короткие, стремительные. Но при желании этим размером можно написать и крупное произведение. Помните «Мойдодыра» К. И. Чуковского?
- Я — Великий Умывальник,
- Знаменитый Мойдодыр,
- Умывальников Начальник
- И мочалок Командир!
- Если топну я ногою,
- Позову моих солдат,
- В эту комнату толпою
- Умывальники влетят…
Впрочем, иногда хорей используют и «серьёзные» авторы. Этот размер прекрасно подходит, чтобы обмануть ожидания читателя. Так, ритм стихотворения С. А. Есенина «Хороша была Танюша, краше не было в селе...» настраивает на бойкий, удалой лад; прочитав пару строк, мы решаем, что перед нами — история счастливой любви. Однако вскоре мы понимаем, почему лирический герой с самого начала говорил о Танюше в прошедшем времени...
- Хороша была Танюша, краше не было в селе,
- Красной рюшкою по белу сарафан на подоле.
- У оврага за плетнями ходит Таня ввечеру.
- Месяц в облачном тумане водит с тучами игру.
- Вышел парень, поклонился кучерявой головой:
- «Ты прощай ли, моя радость, я женюся на другой».
- Побледнела, словно саван, схолодела, как роса.
- Душегубкою-змеею развилась её коса.
- «Ой ты, парень синеглазый, не в обиду я скажу,
- Я пришла тебе сказаться: за другого выхожу».
- Не заутренние звоны, а венчальный переклик,
- Скачет свадьба на телегах, верховые прячут лик.
- Не кукушки загрустили — плачет Танина родня,
- На виске у Тани рана от лихого кистеня.
- Алым венчиком кровинки запеклися на челе, —
- Хороша была Танюша, краше не было в селе.
Использование нарочито лёгкого размера здесь служит ещё одной цели: хорей подчёркивает злободневность трагичной ситуации, даёт понять, что таких, как Танюша, немало во всей Руси великой.
Ямб
Ямб — размер, максимально приближенный к бытовой речи. Сами того не замечая, мы часто говорим какие-то фразочки ямбом, например:
- •«Помой, пожалуйста, посуду»;
- •«На ужин будешь макароны?»;
- •«Давай скорее собирайся».
За счёт этого ямб — размер универсальный. Он подходит и для детских стишков, и для шуточных песен, и для философских рассуждений. Не случайно роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» написан ямбом: другой размер для «энциклопедии русской жизни» вряд ли подошёл бы.
Ямб, знакомый нам с детства, — это, например, песенка Винни-Пуха из советского мультфильма, текст которой написал Б. В. Заходер:
- Кто ходит в гости по утрам,
- Тот поступает мудро.
- Известно всем, тарам-парам,
- На то оно и утро!
Что касается «взрослых» произведений, то львиная доля стихотворений, написанных ямбом, — это произведения о любви. К примеру, «Сожжённое письмо» уже упомянутого нами А. С. Пушкина:
- Прощай, письмо любви! прощай: она велела.
- Как долго медлил я! как долго не хотела
- Рука предать огню все радости мои!..
- Но полно, час настал. Гори, письмо любви. <...>
- Свершилось! Тёмные свернулися листы;
- На лёгком пепле их заветные черты
- Белеют… Грудь моя стеснилась. Пепел милый,
- Отрада бедная в судьбе моей унылой,
- Останься век со мной на горестной груди…
Лёгкость размера в данном случае компенсируется протяжённостью каждой строки (перед нами шестистопный ямб), а также длиной самого стихотворения.
Трёхсложные размеры
Дактиль
Дактиль — это «мостик» между весёлыми, живыми, разговорными двусложными размерами и медленными, вдумчивыми трёхсложными. Дактиль звучит чуть тяжелее, чем ямб, и поэтому отлично подходит для размышлений о высоком. Например, у Н. А. Некрасова читаем:
СЕЯТЕЛЯМ
- Сеятель знанья на ниву народную!
- Почву ты, что ли, находишь бесплодную,
- Худы ль твои семена?
- Робок ли сердцем ты? слаб ли ты силами?
- Труд награждается всходами хилыми,
- Доброго мало зерна!
- Где ж вы, умелые, с бодрыми лицами,
- Где же вы, с полными жита кошницами?
- Труд засевающих робко, крупицами,
- Двиньте вперёд!
- Сейте разумное, доброе, вечное,
- Сейте! Спасибо вам скажет сердечное
- Русский народ...
В данном стихотворении учитель — или, в широком смысле слова, просветитель — сравнивается с сеятелем. Это, в свою очередь, отсылает нас к притче из Евангелия от Матфея, где Иисус Христос, проповедуя ученикам, сравнивает людские души с посеянными зёрнами. Какое-то зерно сразу падает «при дороге», так что прилетают птицы и клюют его; какое-то оказывается в каменистой почве — и прорастает, но сразу же чахнет... Так и с людьми. Кто-то и вовсе не хочет ничего знать о добре и зле, справедливости, прощении, любви; а кто-то вроде и задумывается о чём-то большем, чем бытовые мелочи, — но этот интерес оказывается неискренним, неглубоким...
Однако дактиль подходит и для описания житейских ситуаций: и нейтральных, и душераздирающих. Вспомним стихотворение А. А. Ахматовой «Сероглазый король», написанное от лица женщины, живущей с нелюбимым мужем и переживающей гибель человека, к которому была искренне привязана:
- Слава тебе, безысходная боль!
- Умер вчера сероглазый король.
- Вечер осенний был душен и ал,
- Муж мой, вернувшись, спокойно сказал:
- «Знаешь, с охоты его принесли,
- Тело у старого дуба нашли.
- Жаль королеву. Такой молодой!..
- За ночь одну она стала седой».
- Трубку свою на камине нашёл
- И на работу ночную ушёл.
- Дочку мою я сейчас разбужу,
- В серые глазки её погляжу.
- А за окном шелестят тополя:
- «Нет на земле твоего короля…»
Наконец, именно дактилем написаны стишки-садюшки. А что, чёрный юмор — тоже юмор:
- Маленький мальчик залез в холодильник,
- Маленькой ручкой нажал на рубильник.
- Сопли уже замерзают в носу...
- Нет, не доест он свою колбасу.
Амфибрахий
Амфибрахий — это, пожалуй, самый «серьёзный» стихотворный размер. Произведения, написанные амфибрахием, не всегда имеют глубокий посыл или философский подтекст, однако они с первых строк настраивают читателя на спокойный, сосредоточенный, медитативный лад. Не случайно амфибрахием написано стихотворение Н. С. Гумилёва «Жираф», где лирический герой пытается успокоить и утешить подругу:
- Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд,
- И руки особенно тонки, колени обняв.
- Послушай: далёко, далёко, на озере Чад
- Изысканный бродит жираф.
- Ему грациозная стройность и нега дана,
- И шкуру его украшает волшебный узор,
- С которым равняться осмелится только луна,
- Дробясь и качаясь на влаге широких озёр. <...>
Ещё одно знаменитое стихотворение, написанное дактилем, — «Марбург» Б. Л. Пастернака. После расставания с возлюбленной лирический герой чувствует, что его сердце и сознание будто бы разбились на тысячи осколков. Мысль сменяется чувством, чувство — новой мыслью, абсолютно неожиданной, и так до бесконечности:
- Я вздpaгивaл. Я зaгopaлся и гaс.
- Я тpясся. Я сдeлaл сeйчaс пpeдлoжeньe, —
- Нo пoзднo, я сдpeйфил, и вoт мнe — oткaз.
- Кaк жaль eё слeз! Я святoгo блaжeннeй!
- Я вышeл нa плoщaдь. Я мoг быть сoчтён
- Втopичнo poдившимся. Кaждaя мaлoсть
- Жилa и, нe стaвя мeня ни вo чтo,
- В пpoщaльнoм знaчeньи свoeм пoдымaлaсь.
- Плитняк paскaлялся, и улицы лoб
- Был смугл, и нa нeбo глядeл испoдлoбья
- Булыжник, и вeтep, кaк лoдoчник, гpёб
- Пo липaм. И всe этo были пoдoбья.
- Нo, кaк бы тo ни былo, я избeгaл
- Иx взглядoв. Я нe зaмeчaл иx пpивeтствий.
- Я знaть ничeгo нe xoтeл из бoгaтств.
- Я вoн выpывaлся, чтoб нe paзpeвeться. <...>
Анапест
Наконец, анапест — поистине волшебный стихотворный размер. Словно магический кристалл, он превращает всё вокруг — обыденный пейзаж, неспешную прогулку, перемену погоды — во что-то сказочное, легендарное. Как, например, в стихотворении «Вечер» А. А. Фета:
- Прозвучало над ясной рекою,
- Прозвенело в померкшем лугу,
- Прокатилось над рощей немою,
- Засветилось на том берегу.
- Далеко, в полумраке, луками
- Убегает на запад река.
- Погорев золотыми каймами,
- Разлетелись, как дым, облака.
- На пригорке то сыро, то жарко,
- Вздохи дня есть в дыханье ночном, —
- Но зарница уж теплится ярко
- Голубым и зелёным огнем.
Казалось бы, что тут особенного? Заскучавший помещик вышел прогуляться и залюбовался закатом. Вскоре он вернётся домой и сядет пить чай с плюшками, вот и вся поэзия. Но за счёт выбранного размера картина природы, прощающейся со «вздохами дня», завораживает, если не сказать одурманивает.
Также анапест использовала М. И. Цветаева в стихотворении «Лесное царство». Центральные персонажи ещё минуту назад были детьми; они верят в чудеса и не задумываются о горестях. Они ещё не знают, что их влюблённость не сможет стать чем-то большим. Но пока они очарованы друг другом и счастливы, сказка жива — и она всегда будет жить в их сердцах:
- Ты — принцесса из царства не светского,
- Он — твой рыцарь, готовый на всё…
- О, как много в вас милого, детского,
- Как понятно мне счастье твоё!
- В светлой чаще берёз, где просветами
- Голубеет сквозь листья вода,
- Хорошо обменяться ответами,
- Хорошо быть принцессой. О, да! <...>
- Наслаждайтесь весенними звонами,
- Милый рыцарь, влюблённый, как паж,
- И принцесса с глазами зелёными, —
- Этот миг, он короткий, но ваш!
- Не смущайтесь словами нетвёрдыми!
- Знайте: молодость, ветер — одно!
- Вы сошлись и расстанетесь гордыми,
- Если чаши завидится дно.
- Хорошо быть красивыми, быстрыми
- И, кострами дразня темноту,
- Любоваться безумными искрами,
- И как искры сгореть — на лету!