САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Что читают летом молодые писатели

Финалисты премии для молодых писателей и поэтов «Лицей» 2023 года рассказывают о своих книжных планах на оставшиеся месяцы лета

Изображение: David Hettinger
Изображение: David Hettinger

Текст: ГодЛитературы.РФ

Лето уже перевалило за середину, но осталось ещё полтора месяца, чтобы прочитать то, что очень хотелось, но откладывалось именно на это время: отпусков, гамаков, парков, дач и электричек по пути к ним, рабочих столов под вентилятором или кондиционером и других романтичных или не очень мест для особого чтения.

Об этом летнем чтении мы и спросили финалистов премии «Лицей» 2023 года. Что же молодые писатели и поэты хотят успеть прочитать до начала сентября?

Надя Алексеева, прозаик, финалист премии «Лицей» 2023 года. В «Редакции Елены Шубиной» этой осенью выйдет ее дебютный роман «Полунощница» (также выходит в «Новом мире»).

С книгами на лето у меня так: хватаю себе всякого-разного по делу, для настроения и для души.

По делу прямо сейчас читаю переписку А. П. Чехова и О. Л. Книппер (в 2-х томах). Пишу второй роман, разбираюсь в эпохе, а письма передают быт, запахи, ритм жизни. Переписка опубликована без купюр, охватывает весь 5-летний роман/брак, и можно, наконец, попытаться понять эту пару. А заодно «пожить» с Чеховым в Ялте, увидеть, как строился МХТ, посмотреть на юного Бунина. Также у меня отложена «Подлинная история Анны Карениной» Павла Басинского. Мне интересны книги о писателях, творческих методах, закулисье больших романов. «Подлинную историю» называют путеводителем по «Анне Карениной». Не терпится начать.

Для настроения у меня Гарсия Маркес «Двенадцать рассказов-странников». В них запах кофе, президенты в изгнании, Барселона в цвету, гадалки, психи, солнце и святые. Читаешь один рассказ и весь день с ним живешь. Я на седьмом тексте. Кстати, отлично заходит на пляже.

Хочу добраться и до «Большой суеты» Ислама Ханипаева. Я сейчас в Дагестане, в писательской резиденции АСПИР, и эта книга, помимо закрученного сюжета (Ислам умеет, я его знаю), как раз водит читателя по Махачкале вместе с разношерстными героями, защищающими самый высокий в Европе бук. Жалею, что не прочла роман до приезда. Будет повод вернуться ;) Спойлер от автора: бук вымышленный.

Для души у меня отложен на август «Бледный огонь» Набокова (комментарии излишни) и «Гнездо синицы» Ромы Декабрева. С Ромой знакома лично, он пишет интеллектуальную, задумчивую, ни на кого не похожую прозу. Берегу его текст для особого случая. Когда захочется закрыться дома и поставить телефон на авиарежим.

Мой роман «Полунощница», где действие происходит на Валааме, выйдет в РЕШ этой осенью. В нем москвич Павел едет волонтером на Валаам искать родню, а в 1974-м в монастырских кельях — интернат, где доживают свой век ветераны ВОВ и их семьи. Там заканчивает школу, влюбляется и мечтает стать врачом Семен. Мне было важно переплести судьбы, времена и показать мир в деталях. Все эти колокола и шум моторки на Ладоге, залёжки нерп и старые финские доты, пшенную кашу на завтрак и голубей, которые однажды навсегда покинули остров. Наверное, это осенний текст.

Игорь Белодед, прозаик, финалист премии «Лицей» 2023 года. В издательстве «Альпина.Проза» в этом году вышел сборник его повестей «Не говори о нём».

Начнем с простого. На глаза попался первый том ушедшего на покой в 2007 году главы кафедры современной истории университета Гумбольдта Генриха Винклера (Heinrich August Winkler) — "Der lange Weg nach Westen. Deutsche Geschichte I" («Долгий путь на Запад»), в которой Винклер исследует историю Германии от падения Священной Римской империи до установления Веймарской республики. Первые слова первого тома заключают отсылку и к Иоанну, и одновременно к Фаусту, который переводил евангелиста весьма своеобразным образом, — "Im Anfang war das Reich" («В начале была Империя»). Винклер пытается выяснить, когда Германия стала действительно европейской страной и был ли у нее (а возможно и есть?) свой особенный германский путь? Аналогии бессмысленны, но чем-то разруха и неустроенность Веймарской республики напоминают девяностые годы в одной восьмой, а чтό было потом, всем и так известно. Возможно, лет через сорок-пятьдесят почтенный историк с кафедры МГУ напишет magnum opus, посвященный вопросу: «А был ли у России свой путь?» А возможно, и не напишет. Но помыслить об этом необходимо уже сейчас.

Потом нужно все-таки дочитать третий том труда Эрика Хобсбаума о «долгом XIX веке» — "The age of empire: 1875-1914" (Eric Hobsbawm), его приходится читать на английском языке, потому что русский перевод делает из Хобсбаума какого-то поклонника альтернативной истории, рассуждающего о «датской» колонии — Индонезии и прочих несуразностях. Вообще у Хобсбаума плотный, замешанный на аналитичности и вместе с тем какой-то прозрачный язык, у него есть, конечно, и более удачные переводы на русский, так что, если бы я был историком, то я бы хотел писать, как Хобсбаум. Но слава богу — не историк.

Из английского чтения на лето предполагается также сборник Лорри Мур"Birds of America. Stories" (Lorrie Moore), добитие рассказов Дэвида Минса из сборника "Assorted fire events" (David Means), а также знакомство с рассказами Дэвида Фостера Уоллеса из "Brief interviews with hideous men", кроме того, было бы неплохо пролистать пару рассказов Уэллса Тауэрса.

После рассказов можно перейти и к поэзии, например, Теда Хьюза (Ted Hughes), который свел в могилу двух разновеликих поэтесс одинаковым способом, а вторая из них даже прихватила на тот свет их общего с Тедом Хьюзом ребенка... Демоническая и одновременно трагическая фигура британской поэзии XX века. Не знаю, чего я жду от чтения его стихов, но посмотрим! Сюда примыкает ознакомительное издание "Poesia italiana del Novecento" (Maria Grazia Di Filippo e Chiara Smirne), но оно примыкает скорее затем, чтобы я подтянул итальянский позабытый язык.

Из русской поэзии я хочу завершить чтение семитомника Геннадия Айги — одного из крупнейших поэтов России второй половины двадцатого века. Чтобы внятно рассуждать о русской поэзии 90-00-х годов, было бы неплохо ознакомиться со сборником критических статей Александра Скидана«Сумма поэтики». Вообще следовало бы ознакомиться с поэзией Айги и с критическими обзорами Скидана раньше, но я, к счастью, не поэт.

Из литературы мистико-религиозного толка хорошо бы продвинуться в чтении Ангелуса Силезиуса (Angelus Silesius) — "Cherubinischer Wandersmann" («Херувимский странник»), которого можно читать всю жизнь, — двустишия силезского врача XVII века, лютеранина, перешедшего в католицизм, кончившего жизнь францисканским священником. Библейский дух, но абсурдность почти еретическая, бьющая по какому-то боковому регистру религиозного чувства. Кроме того, было бы здорово прочитать Чхандогья-упанишаду. Вообще мир был бы лучше, если бы вместо романов он читал упанишады.

Что до романов, то нужно завершить чтение одного из икон американской литературы второй половины двадцатого века "Omensetter's Luck" Уильяма Гэсса (William H. Gass). Посмотрим, что нам обещает третья часть, но пока я угрюмлюсь.

Из расслабленного чтения, сродни пролистыванию Fb-ленты (платформа, принадлежащая экстремистской организации Meta, запрещенной на территории РФ), заждался Валерий Максим, а именно его «Достопамятные деяния и изречения». Мы живы Римом, Рим жив через нас.

Из драматургии вменил себе в обязанность ознакомиться с пьесами Константина Костенко, начиная с «Исчезнувшего велосипеда». А из non-fiction решаю, да не могу решить окончательно, за кого приниматься, то ли за Александра Маркова («Рождение сложности»), то ли за Михаила Никитина («Происхождение жизни. От туманности до клетки»), то ли за обоих разом. На этом поле я чувствую себя профаном, но и чувство профанности иногда бывает целебным, а ощущение его преодоленности — вдохновляющим.

Евфросиния Капустина, поэт, финалист премии «Лицей» 2023 года.

В планах дочитать книгу Льва Гумилёва «Конец и вновь начало». Перечитать книгу Алексея Иванова «Сердце Пармы».


Анна Лужбина, прозаик, финалист премии «Лицей» 2023 года. В «Редакции Елены Шубиной» этой осенью выйдет ее дебютный сборник.

Летом я читаю по-другому. Во-первых — традиционный Большой Отпуск в августе, на целый месяц, и сразу же меньше становится профессиональной психологической литературы.

Во-вторых, появляется желание читать в удовольствие и по-детски, взахлеб. Это не значит, что текст должен быть простым, но именно летом хочется, чтобы он перенес тебя в какой-то незнакомый мир. Может быть, это привычка: в детстве на даче я могла все лето читать Фрэнка Баума, заканчивать последнюю часть серии о Стране Оз и снова возвращаться к первой.

Так получилось, что в ближайших читательских планах много новинок. Например — «Ваша жестянка сломалась» Аллы Горбуновой. Я люблю прозу поэтов: плотную и безвоздушную, как у Герты Мюллер, или, наоборот, свободную и светящуюся. У такой прозы всегда свой характер и особенный символизм, она запоминается не сюжетно, а целостным впечатлением, когда есть место самым разным переживаниям.

Еще одна новинка — роман Ханьи Янагихары «До самого рая». Он привлек меня разнообразием мнений и оценок, когда ставят колы и пятерки. К сожалению, я не назову себя поклонником Янагихары, некоторые ее приемы кажутся мне манипулятивными, но даже то, за что новый роман ругают, вызывает мое любопытство.

Из книг, которые мне посоветовали те, чьему мнению я доверяю — роман «Космос» Витольда Гомбровича. Приблизительно зная, что ждет меня как читателя, любые аннотации кажутся бессмысленными.

Так же после ухода Милана Кундеры хочется прочитать то, что обошла у него стороной: например, ранние романы «Шутка» или «Вальс на прощание».

Дарья Месропова, прозаик, лауреат премии «Лицей» 2023 года (3 место). Роман «Мама, я съела слона» выйдет в этом году в издательстве «Альпина.Young Adult».

Моё дачное и малиновое лето, к большому сожалению, осталось в детстве, поэтому никаких уютных книжек в листе ожиданий. Только страдание, только хардкор с перерывами на чай.

Планирую прочитать мемуары советской пианистки Полины Осетинской под названием «Прощай, грусть». Отец-тиран правдами и неправдами растил из дочери вундеркинда, а вырастил сломленного человека. История Осетинской очень созвучна моему тексту «Мама, я съела слона», который на «Лицее» был еще повестью, а теперь превращается в роман.

Еще одна не летняя, но важная книга в виш-листе – повесть Эмманюэля Франсуа «Человеческий фактор». Корпоративный психолог должен отобрать сотрудников для предстоящего сокращения. Обычная история, только методы отбора подозрительно сильно напоминают те, что применялись в лагерях смерти. Интересный взгляд с обратной стороны оптимизации.

Завершающая книга сезона Фернандо Арамбуро «Стрижи» из шорта «Иностранная литература» премии «Ясная Поляна». Выбрала именно этот текст из протестного чувства. В рецензиях и обзорах его называли утомительным, но кажется, что медлительное всматривание в жизнь – отличное упражнение для конца лета.

Виталий Михайлов, прозаик, финалист премии «Лицей» 2023 года.

В плане книг лето для меня ничем не отличается от прочих времен года. Нет ничего такого, что бы я стал читать исключительно в июле, а не, скажем, в декабре. Или в отпуске. Или на даче. Или ещё где-нибудь. Списков книг на лето я не составляю, но вот просто списков книг, которые хотелось бы или нужно прочитать – сколько угодно. Если бы потом еще до них доходили руки. В итоге читаю совершенно неожиданные вещи, которые неизвестно как попали в поле зрения.

Думаю до конца лета прочитать «Книгу жизни и практики умирания» Согьяла Ринпоче, «Человек-ящик» Кобо Абэ, «Андерманир штук» Евгения Клюева, сборник фантастических рассказов «Звезда Ариадны», а еще «Они были мелкие и золотокрылые» Юлианы Лебединской. И «Свет в августе» Фолкнера. Эту планирую дочитать до конца июля – из чувства противоречия.

Андрей Панюта, поэт, финалист премии «Лицей» 2023 года.

В моих планах прочитать все работы лицеистов-2023 в номинации «Проза», чем я собственно и занимаюсь. Первым делом прочитал работу Бориса Понамарёва «Жестокий февраль», далее прочитал две работы Ольги Шильцовой «Такса судьбы» и «Хозяйка для Кербера», работу автора Дарьи Месроповой «Мама, я съела слона». Хочу заметить, что все работы мне понравились и я с удовольствием порекомендую каждому их прочесть. Сейчас приступил к роману «Его последние дни» Рагима Джафарова. Как только разберусь с финалистами премии «Лицей», начну читать книги автора Юлия Линде. Вот такие планы.

Борис Пономарёв, прозаик, финалист премии «Лицей» 2023 года. В августе-сентябре в издательстве «Детская литература» выйдет его молодежно-мистическая повесть «Роща Ромове» по мотивам калининградских легенд.

Для меня самым «книжным» сезоном является осень, время листопадов и дождей. Но лето — желательно не очень жаркое — тоже располагает к чтению. На моём компьютере нет папки с названием «изучить до 1.09», но есть книги, которые я бы хотел  прочитать, — к примеру, роман ужасов Дарьи Бобылёвой «Магазин работает до наступления тьмы». Это может показаться неожиданным, но хоррор-литература способна приятно успокаивать в сложные времена.

Месяц назад я бы упомянул в «летнем списке для чтения» такие книги Шамиля Идиатуллина, как «Это просто игра» и «Возвращение ’’Пионера’’», однако сейчас они прочитаны, и «на будущее» у меня остался только роман «До февраля» (хотя название подсказывает, что эта книга, скорее, из прошлого).

По возможности, я хотел бы ещё прочитать книгу Анатолия Бахтина «Немецкий орден»: помимо подробной истории Тевтонского ордена, она содержит множество сведений об архитектуре средневековых замков. Как жителю Калининграда и любителю краеведения, это представляется мне очень интересным. 

Степан Самарин, поэт, лауреат премии «Лицей» 2023 года (1 место).

Гастон Башляр «Поэтика пространства». Кажется очень приятной и доброй, потому как помогает осмыслять и вживаться в окружающие нас места; про поиск и обнаружение уюта и покоя, и такой затейности, затаённой в мире. На поверку, на зубок радости она выходит, выявляя – тебя – живущего, могущего совершать что-то, любимого (наберите, наберите курсивом – так и вещи вокруг, места: угол комнаты, гнездо, закуток ящика: словно светятся). И это ведь самая и есть работа поэтического, совершаемая вокруг, которую усиливаемся отыскивать; обнаруживается.

Екатерина Крашенинникова «Шаг навстречу». Старенькая советская книжица адресованная подросткам и найденная в закромах для делания коллажей. Очень простыми словами рассказывается о том, как дружить, говорить по телефону, писать письма, быть с другими людьми. И как раз в этой простоте, изумительной её наивности, которая – никак, ничем и никогда не слаба – такие возвращающие прожилки. Спросят: куда возвращающие? – как ответить –

  • «Человек нередко чувствует себя непонятным, заброшенным и несчастным. Но если он овладеет навыками красивого и вежливого знакомства, то он не останется вне контактов с людьми, увидев, что и они думают о нём, что и на его долю может выпасть немало внимания, нежности и тепла».

– только ветер, только небо,

Александр Уланов «Способы видеть». Мнящийся – или. Или: остановка: смятая обёртка, окурок. Пожухлость, чирик, энигм – ты опять задыхался немного – пробирающийся ненароком, спонтанный фрегат, фрикативный, выбирающийся из привычного, неощущаемого, обустраиваемый домик, и, как читать, какой алфавит, – по каким трубочкам, жгутикам подключаться: ненароком, переваливаясь, как от качки, тяжко, виновато, но домой, обратно в кружку расплёсканный чай.

Ирина Машинская «Книга отражений. Тринадцать открыток и одно письмо». Книжица случайно найденная и обрадованная, потому как – поэтика на коленке, на ладони: посмотри, что такое

  • 
(это малое – стихотворения – всегда хочется пристально рассмотреть, увидеть, почувствовать: как живут-живут, проклюнутся – и уже просачиваются – их прожилки).

Джонатан Сафран Фоер (слышишь: стук печатной машинки, – в шелесте и затейно, негромко: тук тык тут ты)

Саша Соколов «Тревожная куколка». Если вы на качели сели, А качели вас не качали, И вы с качелей упали, Значит, сели не на качели, Это ясно. Значит, вы сели на карусели, Ну и прекрасно. А что нам, что нам, опасливым и тревожным, грустящим и просыпающим всё напропалую ещё остаётся: милая речь, взвиться орлами, во тьме чиркнуть спичкой, проспрягать вдох, его дрожащий закуток, кусочек вальса.

Гоша Буренин «луна луна и ещё немного». Свет ручной, или мы ручные, терпкая или терпящая ласковость света, осыпающийся перед осенью сад.

Стихи Степановой (выворачивается росток), Львовского (сквозь сжатость), Гронаса (речь беречь течь), Стариковского (тускло и бережно), Сваровского (возможность чудесного). Только это не планы, а

  • – и на том завершить, буковку «а» одну оставив: галоша, обрыв, то

не планы, а косолапо попытки взмывания, возвращения, появления; за прожилки стянуть, тянуть, наступить на тавтологию, мягкие чешки, в словарь завернуть уголок зрения, край сердца, шаркающую, крылошковатую жизнь.

Мария Тухватулина, поэт, финалист премии «Лицей» 2023 года. В издательстве «СТиХИ» скоро выйдет книга ее стихов.

Обычно не строю отдельных книжных планов на лето или другое время года — выбирая по настроению, читаю произведения из довольно объемного личного списка, постоянно заполняю пробелы в знакомстве с классикой и современной литературой. Но много чего приходит «самотеком», стала чаще позволять себе просто открывать книгу и забывать на время про все остальные, не думая об их количестве. Пусть себе этот «снежный ком» становится все больше, формирует его сама жизнь. Наверное, основные цели этого лета уже достигнуты, в электричках, трамваях и междугородных автобусах в отсутствие жары читается хорошо. Остается рассказать о книгах, которые сейчас держу под рукой или ношу в сумке.

В издательстве «СТиХИ» скоро выйдет книга моих стихов, в основу которой лег лицейский «Растрепанный календарь». Работая над рукописью, листаю сборники других авторов серии «The single». Денис Калакин, Евгений Дьяконов, Ника Батхен, Константин Комаров, Александра Малыгина, Мария Леонтьева… Думаю пополнить славную коллекцию свежевышедшей книгой Екатерины Годвер. Книга выходит по итогам семинара в студии издательства, после занятий остался огромный список литературы о поэзии и теории стихосложения, из которого в июле-августе думаю прочитать «Книгу о русской рифме» Давида Самойлова. Началось же лето с фестиваля имени Льва Ошанина в гостеприимном Рыбинске, среди призов лауреата обнаружила книгу литературных воспоминаний мастера семинара поэзии С. А. Хомутова «Над граненым стаканом судьбы» — не торопясь, буду дочитывать. Люблю мемуары старших коллег, и по литпроцессу, и по журналистике. Дожидается своего часа биография Черубины де Габриак из серии ЖЗЛ.

Возможно, прочитаю что-то из рекомендованного супругом — наши книжные вкусы не во всем схожи, но пересекаются в интересных местах. Например, близится очередь романа «Поправки» Джонатана Франзена. На «Бесконечную шутку» Уоллеса пока не решусь. А если до конца лета окажемся на даче, где прошло детство мужа, то не удержусь от детективов из серии «Черный котенок» и узнаю, что писал Дмитрий Емец до «Тани Гроттер». Приехав же в родной дом, наверное, достану ночью из шкафа «Вафельное сердце» Марии Парр (дам ему второй шанс, сейчас мне с большей вероятностью понравится простая добрая книга, чем лет пять назад) или «Короля воров» Корнелии Функе.

Долго держалась в стороне от нон-фикшена, но приобрела на «Красной площади» шумерские и скандинавские мифы в издании «Манн, Иванов и Фербер», в планшете залежались греческие и римские. Манеру пересказа пока не особо оценила, но вечные сюжеты ценны сами по себе. Из совсем уж житейского — знакомлюсь с «Котологикой» зоопсихолога Марины Жеребиловой. Домашние питомцы очень много значат для нас, пишущих, почему бы не узнать их чувства и повадки получше. Рада буду как воплотить в жизнь эти планы, так и поддаться иному сценарию, открыть для себя что-то совершенно новое.

Артём Ушканов, поэт, финалист премии «Лицей» 2023 года.

Прав был Поплавский, когда писал: «Есть счастливый дар угадывать так, на расстоянии и по малым признакам, мистический вес человека, и скорее не много читать, а уметь многого не читать. Ибо книг — бесконечное море, и кто не переживал интеллектуального отчаянья перед каталогами библиотек».

Сегодня за порцией интеллектуального отчаяния не нужно идти в библиотеку, вообще не нужно никуда идти — достаточно открыть в смартфоне список сохранённых ссылок, статей, видео, курсов и книг.

Например, я давно хочу начать читать научпоп по физике и биологии.

Мне нравится, когда образы из естественнонаучного дискурса осмысляются в поэтическом и даже теологическом ключе (подобно тому, как это делает Константин Кедров, хотя линия Михаила Ерёмина мне тоже интересна), в дальнейшем я хочу использовать эти стратегии в моих стихах и песнях.

Давно сохранил себе книги Эрвина Шрёдингера и Пола Нёрса с одинаковым названием «Что такое жизнь?». Первая упоминалась в предисловии к «Воде и ответу» — роману в стихах Евгении Сусловой, в котором осмысляется процесс рождения знания в сознании Марии после Благовещенья. Вторая явно претендует на то, чтобы продолжить труд Шрёдингера (к тому же ещё и просто случайно подвернулась мне на букмейте).

Для меня важно, что эти авторы, оставаясь естествонаучниками, не страдают вульгарным материализмом и биологизаторством — в отличие от всяких там Докинзов и прочих Сапольски, которые делают сильные философские заявления без должных на то компетенций.

Именно таким учёным посвящена книга «Иллюзии атеистов» американского православного теолога Дэвида Бентли Харта. Харт абсолютно покорил меня своими трудами «Чтобы все спаслись. Рай, ад и всеобщее спасение» и «Врата моря. Где был Бог во время цунами?», так что я медленно, но верно двигаюсь к тому, чтобы прочитать у него всё, что переведено на русский.

Впрочем, Харт — не единственный современный богослов, чьи идеи меня вдохновляют. Я давно хочу прочитать книгу Светланы Коначёвой «Бог после Бога», в которой даётся обзор современных (или, если использовать крутое умное слово: постметафизических) стратегий мышления о Боге.

С другой стороны, я активно старею. В сентябре — о ужас — мне будет 24… Должно быть, в связи с этим всё чаще возникает желание не читать, но перечитывать. Особенно поэзию, поскольку никак не удаётся отделаться от впечатления, что в моей жизни «ни одного поэта ещё не было» — вроде бы читал, а на месте образа прочитанного — клубящаяся пустота.

Хочется ещё раз внимательно прочитать и осмыслить ранний советский андеграунд — Драгомощенко, Кривулин, Елена Шварц, Парщиков… В конце концов, не даром Набоков говорил, что хороший читатель — это перечитыватель.

А Поплавский писал: «многого не читать», и, кажется, сейчас это мне ближе всего.

«Многого не читать» — уметь прислушиваться к себе, быть чутким к тому, в чём нуждается душа именно сегодня. Чувствовать момент, выбирать из длинных списков ту самую книгу, которая нужнее всего конкретно сейчас.

Или вообще не выбирать — если чувствуешь, что нужно что-то совершенно другое, чем ты себе заранее напланировал…

Так вышло, что сейчас я нахожусь точно в такой ситуации — ничего из вышеперечисленного мне не подходит. Поэтому я стараюсь чаще бывать в тишине, смотреть по сторонам в поисках книги, чей «мистический вес» будет достаточен для ответа на тот смутный, но отчётливый запрос, который я ношу в душе конкретно сегодня — когда вы задали мне вопрос о чтении на лето.

Анна Шипилова, прозаик, финалист премии «Лицей» 2023 года.

Книги, которые я читаю летом, разбросаны по квартирам и дачам — своей и друзей, и похожи на надкусанные яблоки (здесь первая глава, там пару рассказов). Лучше всего читается в поездках.

Недавно закончила, например, «Комитет охраны мостов» — верхняя полка, поезд из Ростова-на-Дону в Москву, 15 часов. Роман очень смелый и яростный, читался как статья, автору которой хотелось пожать руку. В электричке на дачу за час успеваю надкусить «Радио Мартын» Филиппа Дзядко (13% в приложении), антиутопию, так похожую на настоящее время. Хочу прочитать роман Марины Кочан «Хорея», автофикшн о редком генетическом заболевании и проживании опыта материнства.

Медленно смакую перед сном «Шестьдесят килограммов солнечного света» Хатльгрима Хельгасона, роман о тяжелом исландском быте XIX века, под истории об Исландии уплываю в сны.

На очереди лежит начатое «Лихо» Кирилла Рябова, в первом же рассказе арестовывают кота главного героя, записывают «сожителем» и вызывают главного героя на допрос. Возможно, еще успею прочитать «Салюты на той стороне» Александры Шалашовой.

Между эскапизмом и постоянным чтением новостей я выбираю актуальную литературу – мне интереснее всего следить, как современные авторы, пропуская через себя глобальное продолжающееся массовое насилие, описывают реальность в книгах.