02.09.2022
Издательство

Запомнить «Последний день лета»

31 августа «Редакция Елены Шубиной» организовала книжную распродажу

«Редакция Елены Шубиной» организовала книжную распродажу / Сергей Сызганцев
«Редакция Елены Шубиной» организовала книжную распродажу / Сергей Сызганцев

Текст: Сергей Сызганцев

Рэй Брэдбери мечтал сделать вино из одуванчиков, закупорить его в бутылку и потом пить целый год. А «Редакция Елены Шубиной» (РЕШ) в последний летний день организовала в московском кафе «Март» благотворительную книжную распродажу под соответствующим названием – «Последний день лета». Почти весь заработок был направлен в Благотворительный «Русфонд». Помимо осознания того, что они помогают нуждающимся, посетители распродажи смогли встретиться с российскими писателями и вступить с ними в диалог. Распродажу посетили Гузель Яхина, Татьяна Толстая, Шамиль Идиатуллин, Майя Кучерская, Денис Драгунский и многие другие.

Всего на распродаже было представлено больше 200 изданий РЕШ. Это как новинки – «Муравьиный бог» Саши Николаенко, «Оккульттрегер» Алексея Сальникова, Stabat Mater Руслана Козлова, так и бестселлеры – «Дети мои» Гузель Яхиной, «Земля» Михаила Елизарова, «Оправдание острова» Евгения Водолазкина и даже переиздание романа Татьяны Толстой «Кысь».

«Я купила здесь Stabat Mater Руслана Козлова. Уже прочитала, и она меня просто потрясла. Удивительно, что роман был написан задолго до пандемии. Писателям, наверное, диктуются книги откуда-то «сверху», потому что там всё о том, что сейчас случилось», – поделилась своими впечатлениями посетительница распродажи Татьяна.

Одна из изюминок распродажи – приобретенную книгу можно тут же подписать у автора. «Мы собрали всех наших авторов – кто мог. Все, кто был в Москве и был здоров – все приехали. Люди всё равно тянутся к традиционной классической бумажной книге, и, как бы ни росли продажи книг электронных, всё равно продажи бумажных книг гораздо выше – даже сейчас», – рассказал один из организаторов распродажи, редактор Редакции Елены Шубиной Алексей Портнов.

Что не так с «Тремя мушкетёрами» и с кем осталась Мэри Поппинс

Открыла марафон дискуссия «Герои, с которыми мы растём». В ней участвовали писатели Марина Степнова, Анна Матвеева, Денис Драгунский и модератор – литературный обозреватель Анастасия Скорондаева. Выступающие обсудили любимых героев и книги, с которыми они взрослели, и как со временем менялось к ним отношение.

Анна Матвеева вспомнила «Трёх мушкетёров» Александра Дюма. «Мне очень нравился д`Артаньян, когда я подросла, мне стал нравиться Атос, когда я стала уже взрослой, мне понравился Арамис, а сейчас меня уверенно сносит в сторону Портоса», – отметила писательница. В список любимых героев детства Анны Матвеевой также вошла Алиса из сказки Льюиса Кэрролла и Мэри Поппинс из серии книг Памелы Трэверс. «Мушкетёры то появляются, то исчезают, а Мэри Поппинс всегда со мной», – добавила Анна Александровна.

Марина Степнова признала, что её литературные предпочтения кое в чём совпадают. Они со старшим братом (Вячеслав Ровнер – одно время главный редактор журнала «XXL») разговаривали цитатами из книг «Алиса в Стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье», «Кондуит и Швамбрания» Льва Кассиля, «Муми-тролли» Туве Янссон и «Дорога уходит в даль» Александры Бруштейн. «С «Мушкетёрами» в школе у меня был тоже «страстный роман»: я повырезала у себя целый двор кукол, и они у меня там вступали в разные отношения. И когда я вырезала и раскрасила Версаль, как отрезало: больше я к этой серии книг не возвращалась», – рассказала Марина Степнова.

Взгляды Дениса Драгунского на любимые книги детства его собеседниц не совпали. В частности, говоря про «Трёх мушкетёров», он отметил, что не любил всю эту «фантасмагорию», всё, что «не про нашу жизнь». «Я недавно прочёл интересное про «Трёх мушкетёров», где задавались вопросом, как дети могли увлекаться приключениями трёх скотов? Д`Артаньян приезжает к этому господину Бонасье и не платит ему за квартиру, выгоняет его пинками. И все хлопают в ладошки. Всем нравятся дебоширы, воры, пьяницы, скандалисты. Это не про нашу жизнь, а про другое», – отметил писатель. Сам же Денис Викторович читал в детстве повесть «Витя Малеев в школе и дома» Николая Носова, «Школьный год Марины Петровой» Эмден Эсфирь, «Девочка, с которой детям не разрешали водиться» Ирмгард Койн.

Как настроить «камертон»

Следом за дискуссией о любимых героях детства состоялся марафон чтений отрывков из взрослых книг о детстве. Гузель Яхина зачитала фрагмент из своего романа «Эшелон на Самарканд», Саша Николаенко представила отрывок из «Муравьиного бога», Руслан Козлов – из Stabat Mater, а Татьяна Толстая зачитала свои воспоминания о детстве. В марафоне чтений также приняли участие Шамиль Идиатуллин, Марина Москвина, Любовь Баринова, Дмитрий Воденников и другие.

В дискуссии «Уроки литературы. Как мы читали в школе» участвовали писатели Леонид Юзефович, Ольга Славникова, Анастасия Сопикова и Сергей Лебеденко. Модератором разговора выступил журналист Егор Аполлонов. Участники беседы вспомнили, как им преподавали в школе литературу, предложили свои методы и обсудили, какие произведения из школьной программы можно убрать, а какие – заменить.

Ольга Славникова заметила, что тексты, которые изучаются в школе, открываются ученикам не полностью. «Моя учительница Ада Борисовна говорила так: вот вам сейчас по 13, по 15, по 16… Эти тексты были написаны взрослыми людьми для взрослых людей. Поэтому вы сейчас будете воспринимать один или два слоя этих текстов – имейте в виду. Вам нужно эти тексты перечитать в 25, в 35 и когда вы выйдете на пенсию. Я думаю, что это была абсолютно правильная позиция. Мы ещё можем понять, то есть прочитать, текст, но мы ещё не можем понять автора как человека», – рассказала Ольга Александровна. Писательница также отметила, что включила бы в школьную программу и тексты современных авторов, кроме того, по мнению Ольги Славниковой, необходимо, чтобы у школьников была возможность самим выбирать, что изучать на уроках литературы.

С позицией Ольги Александровны не согласился Леонид Юзефович. «Я бы исключил всю современную литературу из школьной программы. Наша образованность измеряется не тем, читали ли мы Пелевина, Сорокина или других каких-то интересных современных писателей. Наша образованность измеряется тем, читали ли мы Пушкина, Чехова, Достоевского, Толстого. И на этот первый «крючок», который в нас забрасывает школа и который в нас сидит всю жизнь, можно много всего повесить. Русская классическая литература, скажем, до Бунина включительно, должна быть абсолютным приоритетом», – отметил Леонид Абрамович. Писатель также добавил, что включил бы в школьную программу больше стихов XX века и прозу XIX века и «заставлял» бы учить стихи наизусть. Также он высказался категорически против того, чтобы спрашивать у учеников, какие произведения читать в школе.

Анастасия Сопикова согласилась с Ольгой Славниковой, что в школе у учеников ещё мало жизненного опыта, чтобы полностью понять персонажей, однако с Леонидом Юзефовичем молодая писательница согласилась, но с оговоркой. «В школе мы читаем тексты высшего уровня. И читаем их подряд – очень-очень много. И мы настолько привыкаем к этому, что мы потом не воспринимаем другие. Когда ты выходишь в «реальную» жизнь, начинаешь читать другую литературу, и такой: «ой…». «Камертон» немного сбивается. Но я согласна с тем, что этот «камертон» должен быть. Ты должен понимать, что такое потрясающий текст», – рассказала Анастасия Сопикова.

Сергей Лебеденко поднял вопрос о том, какие произведения из школьной программы можно было бы убрать. В качестве примера писатель привёл статистику из социологического опроса проекта «Кот Бродского», в котором школьникам предлагалось ответить на аналогичный вопрос. На третьем месте оказался роман Михаила Шолохова «Тихий Дон», на втором – «Война и мир» Льва Толстого. Возглавил список рассказ Ивана Тургенева «Муму». При этом вместо «Преступления и наказания» Фёдора Достоевского было предложено включить другое произведение автора – роман «Идиот. «Мы вот говорим про то, что человек должен быть образован, но мне кажется, что предмет литературы прежде всего о том, что читать – это классно. Читая, ты узнаёшь что-то новое. Узнаёшь опыт других людей и в принципе это очень интересно», – отметил Сергей Лебеденко. Писатель добавил, что включил бы в список школьной литературы менее известные тексты классиков.

Вот оно какое – наше лето...

Завершился марафон встреч с авторами публичной беседой «Внеклассное чтение. Книги для лета». Её участниками стали Алексей Варламов, Александр Снегирёв, Вера Богданова и Майя Кучерская. Модератором выступила литературный критик Наталья Ломыкина. В беседе писатели рассказали, какая книга ассоциируется у них с летом, а также посоветовали, что ещё можно прочесть с летним настроением.

Летней книгой у Веры Богдановой стала повесть Константина Паустовского «Мещерская сторона». «На самом деле, это одна из моих главных книг, которая вдохновляет меня на творчество, и даже зимой, когда я скучаю по лету, перечитываю Паустовского, и это всегда помогает. Эта повесть основана на описании природы: ощущения, запахи, звуки, рязанские болота, сосновые леса, туманы... Это потрясающее чтение, которое возвращает нас к хрупкому и нежному детству», – рассказала Вера.

Александр Снегирёв, выбирая книгу, которая ассоциируется у него с летом, назвал роман Франсуазы Саган «Здравствуй, грусть!». «Девушка в 19 лет написала нечто, что никогда не смогла переплюнуть. Всё, что она написала после, было таким отголоском с разной степенью французской сувенирной вульгарностью. А «Здравствуй, грусть!» сочетает в себе классную степень здорового консьюмеризма. Такая красивая богатая жизнь: автокатастрофа, в которой гибнут красивые люди на красивом автомобиле... Всё это в принципе чудовищно вульгарно. Но во всем этом ей удалось увидеть удивительно тонкую трудно формулируемую красоту. И как раз заканчивается эта книга осенью в дождливом Париже, когда героиня говорит самой себе «Здравствуй, грусть!», – отметил писатель.

Майя Кучерская рассказала про новый роман Анны Старобинец «Лисьи броды». «Книга чрезвычайно увлекательная и в этом отношении очень летняя. Это такой многостраничный цирковой аттракцион, где все всё время выживают, прыгают... При этом всё это происходит на весьма подробно прописанном фоне. Хотя, конечно, это, скорее, авантюрный роман: главный герой циркач, и, по-моему, это идеальная книжка для лета, потому что она длинная, за героем интересно следить, и ты не знаешь, что случится на следующей странице. Автор с тобой всё время играет. В общем, это такая книга-веселье, хотя это мрачное веселье, там немало мрака...» – поделилась своими впечатлениями Майя Александровна.

Для Алексея Варламова летней книгой стал роман Ивана Тургенева «Отцы и дети». «На самом деле, этот роман про то, как два молодых человека провели летние каникулы и чем это закончились», – рассказал писатель. Помимо этого, Алексей Николаевич вспомнил ещё одно произведение, которое у него символизирует лето – повесть Ивана Бунина «Митина любовь». «Если в детстве лето – это каникулы, то уже позже это такое любовное томление. И Бунин, мне кажется, очень точно это передал в «Митиной любви». Герой уезжает из Москвы, расставшись с девушкой, в которую он влюблён, и вот томится по ней, потом эта Алёнка и всё... Мне кажется, именно летом этот любовный пик достигает апогея. Поэтому лето для меня – это каникулы, любовь, и, если вспомнить Тургенева, это и смерть, которая всегда ходит об руку с любовью», – дополнил Алексей Варламов.

Закончилась благотворительная книжная распродажа аукционом редких изданий.