Текст: Наталья Лебедева
Фото: kino-teatr. ru
Мы часто спорим о книгах, которые читают или должны были бы прочитать школьники. Составляем списки и пытаемся договориться о том, что такое «золотой канон». Но почему никто не спрашивает, что читают сами учителя-словесники? Успевают ли они читать современную литературу или перечитывают книги, необходимые к урокам? Хватает ли им времени изучить специальную и методическую литературу? Восполнить этот пробел попыталась кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник ФГНУ «Психологический институт РАО» Наталья Борисенко. Она опросила словесников в популярной профессиональной группе в социальных сетях и выяснила, что читают учителя.
«Давно слежу за проблемой чтения учителей, написала две статьи на эту тему и изучила почти всю литературу, - объясняет идею опроса Наталья Борисенко. - И пришла к выводу, что учителя читают то же, что и все, будь то инженеры, домохозяйки или кто-то еще. Чтение словесников в этом смысле не отличается от чтения всех остальных, хотя должно быть… сами знаете каким».
Про ее словам, чтение учителей исследовали и раньше, но обычно опрашивали всех педагогов вообще, не выделяя отдельно словесников. Именно поэтому она и решила провести опрос в одном из самых популярных профессиональных сообществ учителей-словесников и
выяснить, что прочитали наиболее активные и небезразличные к своему делу учителя и вузовские преподаватели почти со всей страны в новогодние каникулы (с 1 до 9 января).
Выяснилось, что в эти дни словесники прочитали много книг, большинство из которых - качественная серьезная литература. 13 процентов читали еще и профессиональную литературу.
Большая часть прочитанных книг (64 процента) - это русская классическая и современная литература. Остальные 36 процентов - зарубежная классика.
Наталья Борисенко обратила внимание на то, что многие исследователи говорят об атомарности чтения, то есть все читают разное и каждый сам по себе. Но данный опрос показал обратное - учителей-словесников объединила русская литература.
«Чего стоит один только «феномен Водолазкина» - его книги читал 1—9 января каждый восьмой (12 процентов опрошенных)», - замечает исследователь.
Еще одна любопытная тенденция - чтение большинства опрошенных синтетично. «Один и тот же читатель читает и Иванова, и Мамардашвили, и Марию Парр, и Дэна Брауна, и «Братьев К.» (том 1)», - рассказывает Наталья Борисенко.
А с другой стороны, кто сказал, что учителя даже в отпуске и на каникулах должны читать только «серьезную» литературу? Всем, и даже словесникам, нужно иногда отвлекаться и читать то, что называют «массовой» или «легкой» литературой.
Топ-13 русских авторов, книги которых читают учителя-словесники:
- Евгений Водолазкин «Брисбен», «Лавр», «Авиатор».
- Гузель Яхина «Дети мои», «Зулейха открывает глаза».
- Мария Степанова «Памяти памяти».
- Алексей Иванов «Пищеблок», «Ненастье», «Проглавцы», «Общага на крови», «Золото бунта».
- Дина Рубина «Наполеонов обоз», «Русская канарейка».
- Дмитрий Быков «Июнь», литературоведение и публицистика.
- Виктор Пелевин «Тайные виды на гору Фудзи», «Священная книга оборотня», «iPhuck 10».
- Алексей Сальников «Петровы в гриппе».
- Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак, разные книги.
- Ольга Славникова «Прыжок в длину».
- Григорий Служитель «Дни Савелия».
- Наринэ Абгарян «С неба упали три яблока», «Люди, которые всегда со мной», «Дальше жить».
- Ксения Букша «Открывается внутрь».
НОН-ФИКШН. Выбор словесников
- Жан де Кар «Вена. Роман с городом».
- Дэвид Рок. «Мозг. Инструкция по применению. Как использовать свои возможности по максимуму и без перегрузок».
- Вадим Крейд «Георгий Иванов» (ЖЗЛ).
- Ирина Лукьянова «Корней Чуковский» (ЖЗЛ).
- Анна Сниткина «Мой муж - Федор Достоевский».
- Чулпан Хаматова, Катерина Гордеева «Время колоть лёд».
- Ляля Кандаурова «Полчаса музыки».
- Михаил Эпштейн, Сергей Юрьенен «Энциклопедия юности».
- «Серебряный век. Мемуары».
- Дин Бенетт «Этот идиотский бесценный мозг».
- Владимир Новиков «Пятьдесят свиданий с русской речью».
- «Подстрочник. Жизнь Лилианны Лунгиной…».
- Михаил Яснов «Путешествие в Чудетство».
- Фаина Сонкина «Юрий Лотман в моей жизни».
- Максим Кронгауз «Русский язык на грани нервного срыва».
- Ален Корбен, Жан-Жак Куртин, Жорж Вигарелло «История тела».
- Зиновий Паперный «Записные книжки Чехова».
- Митио Каку «Будущее человечества».
- Владимир Левшин «Диссертация рассеянного магистра».
- Леонид Аверьянов «Социология: искусство задавать вопросы».