САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Лицей-2021. Пятый выпуск

На ММКЯ сборник, в который вошли произведения финалистов премии для молодых писателей и поэтов "Лицей", представили сами молодые писатели

Молодые писатели представляют сборник своих произведений на ММКЯ / YouTube
Молодые писатели представляют сборник своих произведений на ММКЯ / YouTube

Текст: ГодЛитературы.РФ

Под низкими вентилируемыми сводами Экспоцентра, где в этом году проходит ММКЯ, по традиции уделили внимание и премии "Лицей" - ежегодно по итогам премии издаются сборники произведений финалистов, и представить их на ярмарке - дело самое что ни на есть богоугодное. В этом сезоне сборник, по словам его редактора Анастасии Бугайчук, получился самым обширным - в него вошли сразу 7 авторов. Из которых на ярмарку сумели поначалу заглянуть трое: победительница в прозаической номинации Екатерина Кожевина (чей роман, к слову, готовится к изданию отдельной книгой в "Редакции Елены Шубиной"), поэты Сорин Брут и Михаил Бордуновский, бронзовый и серебряный призеры этого сезона.

Все участники рассказали о своем опыте участия в премии. "Премия "Лицей" - это первая премия в моей жизни, - начала Кожевина. - Это очень, очень-очень важный опыт, потому что когда ты только делаешь первые шаги, тебе очень страшно выходить в открытый космос. И ты очень ждешь, что из этого космоса раздастся какой-то сигнал, и тебя там заметят. Потому что, естественно, сидя дома на диване, ты можешь чувствовать себя и представлять себя кем угодно - хоть Илоном Маском, хоть Львом Толстым. Но когда ты выходишь в большой мир, тут могут быть сюрпризы. Конечно, я очень ждала этот сигнал. Но с другой стороны, премия "Лицей" очень меня отрезвила. Я ничего не знала о премиях, и буквально накакнуе объявления Длинного списка я зашла на страничку и увидела, что в номинации "проза" 1200 заявок. И в тот момент я поняла, что могу намного больше, чем просто сидеть и ждать. Мы живем не в XIX веке, нам не нужно закладывать имение, чтобы издать книгу. И я начала строить планы на жизнь и на будущее - то есть это было для меня таким серьезным опытом взросления. Но к счастью, этот сигнал поступил, я увидела себя в Длинном списке. Я почувствовала, как, знаете, как будто я выиграла в игре "Кто хочет стать миллионером" первую несгораемую сумму. Потом был Короткий список - и вторая несгораемая сумма. Ну а дальше все тоже довольно неплохо закончилось". И еще раз поблагодарила организаторов за "такую возможность быть прочитанным и быть услышанным".

"Подал на премию просто [так] - ну, подал и подал, - с ходу признался Сорин Брут. - Это скорее рефлекс. А вот про то, как это влияет, я могу рассказать чуть-чуть побольше. Мне кажется, что работать над текстом и думать над текстом - это намного более естественно для автора, чем думать о продвижении. Во всяком случае, это так для меня. Но когда ты что-то пишешь - вроде прикольно работается, все хорошо, а потом ты думаешь: господи, сейчас я вот это допишу, отредактирую - а дальше что? То есть текст нужно устраивать в литературные журналы [и так далее]. Это все муть, это иногда отказы, иногда неответы, иногда просто очень долго. Это все отвлекает, от мыслей о самой сути работы. <...> А что касается самой премии - это, наверное, помогло мне почувствовать, что я напишу сейчас книжку - и, возможно, ее будет легче издать. Возможно, я буду меньше мучиться с тем, чтобы занимать свою голову вопросами пристраивания и оформления". Также Сорин Брут отметил, что премия помогает преодолевать отчуждение автора от своего текста - когда ты выпустил текст в мир и не получил от него никакого отклика. А лицейское лауреатство - это ого-го какой отклик.

"Я думаю, все мы прекрасно понимаем, что современную поэзию читают в основном современные поэты, - перехватил микрофон Михаил Бордуновский, - и любая попытка разговора о ней - это очень хорошо. И такая крупная премия, как "Лицей", - это как раз такой замечательный повод [поговорить]". Михаил также отметил особую ценность лонг-листа, который также запускает обсуждения и помогает "сломать эту стену" между поэтом и его аудиторией.

Затем перешли к самой книге. Бугайчук призналась, что выделить что-то одно, что объединяет условных "молодых писателей" в этом сборнике, попросту невозможно: "Это действительно очень разноплановая книга, очень разные, непохожие друг на друга авторы". Причем относится это как к прозе, так и к поэзии. А мы вслед за Анастасией напомним, что в книгу входят и произведения финалистов, не добравшихся сегодня на ярмарку - романы Екатерины Макаровой, Ислама Ханипаева и Таши Соколовой, а также стихи Ивана Купреянова.

Не обошлось и без вопроса о том, как на молодых авторах сказался ковид и все, за ним последовавшее. "Пандемия - это отчасти моя работа, - огорошила собравшихся Екатерина Кожевина, - я сейчас делаю большое исследование, посвященное тому, как медики переживают пандемию. Они оказались в очень сложном положении. Их буквально назначили героями, а когда кого-то назначают героями, это в конечном счете становится бременем". Екатерина даже хотела, подобно Таше Соколовой, записаться в волонтеры, "но все-таки не решилась еще - не такая смелая". Что касается творчества: "самоизоляция, наверное, помогает писать, сконцентрироваться на своем тексте. Может быть, ничего бы у меня не получилось, не будь этой самоизоляции".

"Самоизоляция повлияла тем, что она показала то, что внутри человека происходит очень давно, - продолжил Сорин Брут. - Соответственно, мне было отчасти легче писать мой цикл. Он герметичный, там показано во многом это отчуждение, и самому находясь в отчуждении, с этим работать удобнее".

"Если говорить всерьез, то, по-моему, пандемия - самоизоляция во всяком случае - ничего [для меня] не изменила, - признался Михаил Бордуновский. - Работаю я что так, что так достаточно много. И если не закрывают парки, дай бог, то все более-менее".

О пандемии рассказала и присоединившаяся в этот момент к презентации Таша Соколова: "Пандемия, конечно, подтолкнула меня к написанию этой книги. До этого я работала продюсером открытых лекций - соответственно, все публичные офлайн-мероприятия прекратились, нужно было искать новую сферу деятельности - и ей как раз стала коронавирусная больница, красная зона. Не случись этой "анонимной летучей мышки", как я ее называю, для меня ничего бы этого не было. Больше всего запомнились ощущения пустого абсолютно города: поездки в вагоне метро в одиночку посреди дня и крутящиеся на экранах в метрополитене ролики: "Спасибо, что остаетесь дома".