Текст: Ольга Лапенкова
Прежде чем мы приступим — сказ о том, как сейчас сдают итоговое сочинение. Давным-давно, в далёком 2014-м, в Министерстве образования решили, что будущих выпускников нужно отправлять на экзамены не только в мае, но и ещё где-нибудь посереди учебного года. И ввели итоговое сочинение — небольшую и не очень сложную, скорее формальную, работу, которая была призвана напомнить ребятам, что в 11-м классе всё вообще-то серьёзно.
Ещё чиновники постановили, что сложную систему баллов разрабатывать не нужно: хватит с ребят замудрённой шкалы, по которой первичные баллы переводятся в итоговые на ЕГЭ. Так что за декабрьское сочинение можно получить любую из привычных оценок, от единицы до пятёрки. Заслужил хотя бы тройку — значит, к ЕГЭ допущен. Получил неуд (что вообще-то маловероятно) — тоже не страшно, будет ещё две попытки.
Поначалу для каждого нового поколения одиннадцатиклассников придумывались новые направления и, соответственно, новые темы. Например, в 2020-м это были: «Забвению не подлежит», «Разговор с собой», «Я и другие», «Время перемен», «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения».
Однако к 2022-му выяснилось: тем накопилось столько, что выдумывать что-то новое уже не имеет никакого смысла. Так что всё это добро взболтали, не смешивая, и разделили на три гигантских блока, а именно:
- •«Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»;
- •«Семья, общество, Отечество в жизни человека»;
- •«Природа и культура в жизни человека».
Ну а внутри этих блоков оказались блоки поменьше:
- •«Внутренний мир человека и его личностные качества»;
- •«Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом»;
- •«Познание человеком самого себя»;
- •«Свобода человека и ее ограничения»;
- •«Семья, род; семейные ценности и традиции»;
- •«Человек и общество»;
- •«Родина, государство, гражданская позиция человека»;
- •«Природа и человек» ;
- •«Наука и человек»;
- •«Искусство и человек» ;
- •«Язык и языковая личность».
На данный момент мы разобрали уже десять направлений. Заинтересовало что-то определённое — соответствующая гиперссылка к вашим услугам. А сейчас давайте проясним ситуацию с последним — самым, на взгляд многих учеников, мозголомным.
Примерные формулировки тем
Поскольку направление «Язык и языковая личность» является принципиально новым, то задача найти в интернете перечень примерных тем становится одновременно очень сложной и очень простой. С одной стороны, впервые что-то эдакое стали спрашивать только в 2023-м, и с тех пор не все темы успели «утечь» во Всемирную паутину. С другой стороны, тем этих было в принципе немного. И сводилась они к таким вот вопросам:
- •«Почему язык называют величайшим достоянием, богатством народа?»
- •«В чём сила слова?»
- •«Должен ли язык искусства быть понятен каждому?»
- •«Чтение литературного произведения — труд или отдых?»
- •«Как вы понимаете утверждение А.С. Пушкина: „Чем язык богаче выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя“?»
- •«Что важнее в книге — как она написана или о чём?
- •«Как исторические события влияют на изменения в языке?»
Поскольку многие вопросы здесь связаны не только с языком, но и с литературой, вам с большой долей вероятности подойдут аргументы, выбранные для направления «Искусство и человек».
О чём можно порассуждать
Спросите у любого человека, для чего нужен язык, — и услышите сразу уйму вариантов. И правда, этот вопрос вряд ли можно отнести к числу глубоко философских. Язык необходим каждому из нас для общения: передачи мыслей, чувств и желаний другим людям. Он помогает делиться информацией — от самой простой («Мам, я помыла посуду и иду гулять с подружками») до сложно поддающейся осмыслению («Дериват — это производное слово в словообразовании или любая вторичная единица номинации, обусловленная другим языковым знаком или совокупностью знаков»), выражать эмоции и чувства, сотрудничать, учиться, развлекаться… Легче придумать, для чего язык НЕ нужен, — особенно если учесть, что даже сами с собой мы говорим на определённом языке!
Однако при всей кажущейся простоте языка как явления человеку не хватит всей жизни, чтобы изучить все его тонкости, постичь всю гамму оттенков, значений и ассоциативных рядов, которую «вбирает» в себя почти что каждое слово. Выражаясь на языке метафор, слово подобно бездонному колодцу: если кинуть туда камень, он никогда не достигнет земли.
Впрочем, такова судьба всего человечества! Если нас что-то заинтересовало, то изучать это можно бесконечно, будь то способы плетения косичек или строительство атомных реакторов. Невозможность достичь окончательного результата не должна становиться препятствием для познавательной деятельности — вести которую, опять же, нам позволяет язык.
Кстати, вот ещё что: обращаете ли вы внимание на то, что и как говорите? Задумываетесь ли, насколько меняется ваша речь в зависимости от того, с кем приходится говорить и в каких обстоятельствах? Как прокачать навык самовыражения — и нужно ли это делать? Правда ли, что времена знаменитых ораторов остались где-то в едкой древности, эдак в античном Риме, а в нынешнем мире бал правит импровизация? Именно об этом вас могут спросить на итоговом сочинении.
Варианты аргументов из литературы
Утратив возможность изъясняться на родном языке, быть понятым и самому понимать других, человек оказывается на грани безумия. И наоборот: сошедший с ума человек лишается возможности донести свои мысли и переживания до окружающих. Это наглядно показано в произведении Л. Н. Андреева «Красный смех» (1904). Один из героев этого рассказа возвращается с войны. Несмотря на то что он лишился ног, у него есть шанс вернуться к обычной, и даже счастливой, жизни: дома его ждут мама, брат, жена и маленький сын. Однако по прибытии героя домой выясняется, что его рассудок не пережил увиденного на полях сражений. Вновь оказавшись в своём кабинете, герой целыми днями водит пером по бумаге, воображая, что пишет нечто гениальное. «Безногий калека, весь трясущийся, с разбитою душой, в своем безумном экстазе творчества он был страшен и жалок. <...> С необыкновенною быстротой он водил сухим пером по бумаге, отбрасывая листки один за другим, и всё писал, писал. <...> Он сильно исхудал, до восковой прозрачности трупа или подвижника, и совершенно поседел; и начал он свою безумную работу ещё сравнительно молодым, а кончил её — стариком». Утратив возможность доносить до других свои переживания, герой так и не оправляется от полученной на войне травмы.
Более оптимистичное произведение, также касающееся языка и «языковой личности», — пьеса Бернарда Шоу «Пигмалион» (1912). В ней рассказывается история лондонского профессора фонетики Генри Хиггинса и его друга полковника Пикеринга. Они заключают пари, что Хиггинс сможет обучить уличную цветочницу Элизу Дулиттл произношению, принятому в высшем обществе, и представить её на светском приёме как герцогиню — и никто даже не заметит подвоха. Ситуация осложняется тем, что Элиза, выросшая в трущобах, говорит на просторечном диалекте — кокни. Хиггинс берётся за эту задачу, и все участники процесса выносят из этого неожиданные уроки, касающиеся не только грамотной речи.
Наконец, самое лёгкое и непринуждённое (и самое современное) произведение, которое мы хотели бы упомянуть, — это шуточная повесть Натальи Вишняковой «Виолетта Фиолетовна» (2021). В этом произведении многоопытная и неунывающая учительница пытается помочь мальчишке, который страдает от дислексии. И хотя, вопреки ожиданиям некоторых читателей, юноша так и не становится гениальным писателем или оратором, экзамен за девятый класс он успешно сдаёт. А что ещё нужно для счастья?
Варианты аргументов из кинематографа
Может показаться, что овладение тонкостями языка — материи не самые зрелищные и поэтому невостребованные в кинематографе. Однако именно на эту тему снято как минимум три популярных зарубежных фильма, удостоенных международных наград.
В первую очередь это, конечно, картина «Король говорит!» (2010, реж. Том Хупер). Фильм рассказывает историю английского короля Георга VI, страдающего от заикания. Чтобы справиться с досадным недугом, монарх обращается к логопеду Лайонелу Логу. В процессе лечения Георг обретает не только умение грамотно и чётко изъясняться, но и уверенность в себе — и становится для своего народа таким лидером, который ему и требовался.
Куда более мрачные события разворачиваются в фильме «Уроки фарси» (2020, реж. Вадим Перельман). Центральный персонаж этой картины — бельгийский еврей Жиль Кремье, который попадает в нацистский концлагерь. Чтобы выжить, он решает выдать себя за перса, а затем начинает «учить» немецкого офицера выдуманному им языку, который он называет фарси. Между мучителем и жертвой возникает своеобразная дружба, так что фильм показывает: иногда для того, чтобы достичь взаимопонимания, людям даже не нужно столько общаться на одном языке. Кстати, находчивость главного героя помогает ему не только выжить, но и сохранить память о таких же, как он, жертвах нацистского режима.
Ну а если вы ищете чего-то жизнерадостного без примеси драмы, рекомендуем посмотреть «Бобро поржаловать!» (2008, реж. Дани Бун) — французскую комедию о неудачливом работяге, который мечтает о повышении и переводе на Лазурный Берег, но вместо этого его отправляют на службу в маленький городок на севере страны. Поначалу Филипп Абрамс, а именно так зовут главного героя, воспринимает это как катастрофу. Особенно если учесть, что понимать речь северян ему сложно: страна вроде одна, а какие разные акценты! Но, привыкнув к смешному произношению и научившись «ржикать» не хуже местных жителей, Филипп Абрамс обретает новых друзей — и «перезапускает» счастливую историю своей семьи.
Варианты эпиграфов
В качестве эпиграфов — или даже самостоятельных аргументов — вам могут послужить вот такие отрывки из стихотворений отечественных авторов. Лирика считается таким же полноценным литературным материалом, как и эпические и драматические произведения, поэтому нет ничего плохого или странного в том, чтобы использовать её в утилитарных целях.
- Припадаю к народу. Припадаю к великой реке.
- Пью великую речь, растворяюсь в её языке.
- И. А. Бродский
- Оттого прекрасны наши сказки,
- Наши песни, сложенные в лад.
- В них и ум и сердце без опаски
- На одном наречье говорят.
- Н. А. Заболоцкий
- Мы рождены родною речью.
- Она других не безупречней,
- а лишь яснее и родней.
- И суть земную человечью
- мы постигаем с ней и в ней.
- Р. Ф. Казакова
- На каком языке говорим мы, когда
- Словно листья плывём по реке,
- И когда в никуда нас уносит вода,
- На каком говорим языке?
- А. М. Городницкий
Вариант шаблона (с примерным количеством слов)
Чёткого шаблона для написания итогового сочинения — в отличие от «ЕГЭшных» опусов — не существует, ученик волен делить свою работу на абзацы как ему вздумается. Впрочем, вряд ли на этом пути имеет смысл дерзновенно экспериментировать. Каждому выпускнику без исключения подойдёт стандартная структура:
•введение (60-80 слов), где автор сочинения кратко объясняет, как он трактует понятие или термин из темы (например, что такое, по его мнению, «языковая личность»), и высказывает главную мысль;
•первый абзац основной части (100-150 слов), где ученик доказывает эту мысль на примере рассказа, поэмы, баллады, романа, пьесы, стихотворения — короче, чего угодно из области литературы;
•второй абзац основной части (100-150 слов), где ученик продолжает доказывать свой тезис и обращается к другому примеру — на этот раз допустимо использовать хоть фильмы, хоть мангу, хоть компьютерные игры;
•заключение (40-60 слов) — вывод из трёх предыдущих абзацев.
Напоследок добавим, что «пятёрочное» сочинение по направлению «Язык и языковая личность» могло бы выглядеть вот так.