Текст и фото: Игорь Карнаухов/РГ, Пермь
Моделист-конструктор из пригорода Перми, Кондратова, Сергей Ерофеев построил модель аэроплана "Блерио XI", на котором в начале XX века в городе и окрестностях летал выдающийся поэт, футурист и один из первых русских — и знаменитых — авиаторов Василий Каменский (1884–1961).
По оценке моделиста, получилась копия в масштабе примерно один к шести; размер достаточный, чтобы в импровизированную кабину влез ребенок возраста от шести до двенадцати лет. Фюзеляж изготовлен из реек и фанеры, скрепленных проволочными шпильками, крылья — пенопластовые, сверху покрытые стеклотканью на эпоксидной смоле; издали такое покрытие создает впечатление полотняных, какими крылья были у первых аэропланов. Имитация двигателя тоже из пенопласта, цилиндры — опять же фанерные. Был установлен еще электропривод, рассказывает Ерофеев, но его пришлось снять ради использования в другой модели. Колесики шасси — от детского велосипеда.
— Хотелось построить что-нибудь старинное, и чтобы это было связано с родным краем, — поведал Сергей корреспонденту «Года литературы». — В истории Прикамья быстро был подобран достойный пример — машина, на которой летал соратник Маяковского! Подобающий повод для приобщения к творчеству и технике ребятишек, ради которых всё и делается.
Василий Каменский был одержим небом.
Я в душе лелею план
Приобресть аэроплан,
Настрочив куплетов море
и спросив аванс в конторе...
Что за прелесть быть пилотом,
Над гнилым взлететь болотом,
Круче, круче – прямо в тучи
Направляя свой полет!
– писал он в шуточном стихотворении «Аэро-грезы».
И мечта была осуществлена. В 1911 году стихотворец приобрел моноплан конструкции Блерио и привез в родную Пермь. В том же году получил диплом авиатора Международной воздухоплавательной федерации, то есть был признан, как сказали бы сегодня, сертифицированным пилотом. По данным краеведов, высоко вероятно, в наших краях Каменский и поднялся в воздух первым.
Энтузиаст не только впечатлял земляков своими полетами, но и предлагал покататься другим… сразу предупреждая, что его летательный аппарат побывал уже в тринадцати авариях!
Корней Чуковский в своих воспоминаниях писал:
«–…Вам неужели не страшно? – спрашивали его тогда же репортеры.
– Нет, мне весело, что я побеждаю воздух.
– А если разобьетесь?
– Мне некогда об этом думать, так как надо управлять машиной и очень искусно. А у меня еще мало опыта.
– А ведь многие разбиваются…
– Кому как повезет. Это дело риска. Каждый рискует по своему разумению.
– Во имя чего?
– Во имя прогресса отечественной авиации, у которой великое будущее…»
И, кстати, именно Каменский ввел в русский язык слово «самолёт» на замену заимствованному "аэроплану".
Аркадий Аверченко подарил ему одну свою книгу с посвящением: «От земного Аркадия — небесному Василию»…
29 апреля 1912 года в польском Ченстохове «небесный Василий», выполняя показательный полет, не удержал управления и перевернулся. Спасло его то, что воздушное судно, в соответствии с прежним шутливым пророчеством, рухнуло как раз в болото… Одиннадцать часов поэт-летчик пребывал между жизнью и небытием. Когда же вернулся на этот свет, ему показали некрологи по нему в газетах…
После той катастрофы он больше уже за штурвал не садился. Однако совсем не унялся — поставил мотор с пропеллером на лодки-поплавки и сконструировал таким образом «аэроход» — по сути, прототип глиссера, — и гонял на нем по Каме и по сугробам.
В 2019 году Василию Каменскому исполнилось 135 лет.
Уменьшенную копию его "Блерио" Сергей Ерофеев поместил в пермский музей советского автомобиля «Ретро-гараж», где с нею и может ознакомиться любой желающий. Осенью музей переедет на новое место — на реновируемую территорию бывшего мотовозоремонтного завода им. А. Шпагина, превращаемого теперь в культурно-историческую рекреацию.