Текст: ГодЛитературы.РФ
Фото: mel.fm
Впереди лето, и сидеть в четырех стенах совсем не хочется. Но даже если у вас есть всего лишь один выходной, его можно провести с пользой.
Портал МЕЛ поделился замечательной подборкой любопытных и познавательных однодневных путешествий из Москвы.
В них можно увидеть тропинки маленького Пушкина и места, превращавшие Бальмонта в кота, узнать о настоящей жизни Пришвина и другие редкие истории о русских писателях.
Русская литература до второй половины XIX века была занятием по большей части дворянским. И поэтому важнейшим пространством для неё стала дворянская усадьба.
«Русская классическая литература — от Державина до Бунина — тесно связана с жизнью дворянской усадьбы. Великие писатели — А. С. Пушкин в Захарове, М. Ю. Лермонтов в Тарханах, Л. H. Толстой в Ясной Поляне, А. А. Блок в Шахматове — созревали как личности в условиях усадебного быта и впоследствии всю жизнь были связаны с этим бытом. В „деревне“ жили прототипы их героев. Только с выходом во второй половине XIX века на культурную сцену в качестве главенствующей творческой силы разночинцев русская литература становится прежде всего городской», — пишет В. И. Новиков в книге «Русская литературная усадьба».
1. Остафьево: рождение русской литературы
Усадьба была построена в конце XVIII века меценатом Андреем Ивановичем Вяземским, затем она перешла его сыну, Петру Андреевичу Вяземскому, известному поэту и члену «Арзамаса». У Петра Вяземского в гостях бывали Пушкин, Жуковский, Батюшков, Гоголь, Грибоедов. Поэтому усадьбу прозвали «Русский Парнас».
Вполне вероятно, что их не было бы без другого писателя — Николая Михайловича Карамзина. Именно с его имени многие филологи начинают отсчет современной русской литературы. И ему мы благодарны за развитие языка чувств в русской литературе и за слова «впечатление», «трогательный», «занимательный», «влюблённость», «ответственность», «человечный». Здесь в 1804—1816 годах, живя почти затворником, Карамзин работал над «Историей государства Российcкого».
А сегодня в Остафьеве можно знакомиться с дворянским и литературным бытом эпохи, гулять по липовой аллее и березовой роще, обнимать карамзинские дубы и посетить музыкальный концерт.
2. Захарово и Вяземы: Золотой век и тропинки маленького Пушкина
Сегодня это обширный дворцово-парковый ансамбль XVI—XIX веков, который в 1804 году был всего лишь небольшой «деревенькой» с 73 душами крепостных. Усадьба была куплена Марией Алексеевной Ганнибал, бабушкой «нашего всего» — Александра Сергеевича Пушкина. На тот момент он был пятилетним мальчиком, который до своих 11 лет проводил здесь каждое лето.
Именно здесь Пушкин познакомится с крестьянским бытом и народным творчеством, полюбит печёную картошку и мочёные яблоки, откроет для себя глухой шум тополей и будет извивать в лугах тропинки. Сюда он вернётся проездом в 1830 году, обежит владение, пока Марья, дочь Арины Родионовны, будет готовить ему яичницу, а после осмотра Пушкин разочарованно скажет: «Всё наше решилось — всё поломали, всё заросло».
Сегодня в усадьбе есть все возможности для знакомства с детством Александра Сергеевича Пушкина. Здесь проводятся игровые экскурсии, реконструируются детские забавы пушкинской эпохи и даже устраиваются Пушкинские балы.
3. Знаменское-Губайлово: Серебряный век и Бальмонт-кот
Сегодня это малоизвестная усадьба, но в начале XX века она играла ключевую роль в литературном процессе. Тогда её хозяином был Сергей Александрович Поляков — купец и совладелец Знаменской текстильной мануфактуры, оказавшийся таковым по воле отца. Сам же Сергей Александрович любил искусство и литературу. Он знал множество языков, и в его переводах мы до сих пор читаем некоторые тексты Гамсуна и других европейских авторов.
В 1890-е Поляков познакомился с Бальмонтом, Брюсовым и Балтрушайтисом. Из этой дружбы родилось издательство «Скорпион», которое стало издавать книги многих символистов (а ведь до того над ними только посмеивались). Издательство существовало на средства С. А. Полякова, а Знаменское-Губайлово стало важным местом литературного быта начала XX века.
Здесь развивалось «новое искусство» и происходили анекдотические случаи. Андрей Белый в книге «Начало века» вспоминал две истории про Бальмонта, который со всей очевидностью в Знаменском превращался в кота: «Раз он в деревне у С. Полякова полез на сосну: прочитать всем ветрам лепестковый свой стих; закарабкался он до вершины; вдруг, странно вцепившись в ствол, он повис, неподвижно, взывая о помощи, перепугавшись высот; за ним лазили; едва спустили: с опасностью для жизни. Однажды, взволнованный отблеском месяца в пенной волне, предложил он за месяцем ринуться в волны; и подал пример: шел — по щиколотку, шел — по колено, по грудь, шел — по горло — в пальто, в серой шляпе и с тростью; и звали, и звали, пугаяся; и он вернулся: без месяца».
К сожалению, следов быта тех лет в усадьбе почти не осталось. Но экскурсии здесь все же проводят, а также есть выставка старинных игрушек и коммунального быта. В прилегающем парке можно провести время за книгами, которых мы, может, и не увидели бы, не встречай Брюсов, Балтрушайтис и Поляков 1900 год вместе в Знаменском.
4. Переделкино: вся советская литература по одному адресу
Согласно расхожему мифу, этот посёлок был создан по инициативе Горького. Главный советский писатель на самом деле страшно ругал Переделкино в своих письмах: «…Городок литераторов» — монастырь для грешников, создаваемый ради усиления греховности их». Сталин в этой переписке с мнением Горького соглашался, однако в 1933 году вышло постановление о строительстве посёлка литераторов.
Его первыми жильцами стали Пастернак, Пильняк, Бабель, Федин, Серафимович, Эренбург и 25 других литераторов. В конце 1930-го к ним присоединится Чуковский. С годами сюда будут только прибывать всё новые и новые писатели: Каверин, Катаев, Фадеев. Здесь будут жить Симонов, Евтушенко, Вознесенский, Ахмадулина и многие другие. Сюда, в Дом творчества, молодой поэт Сергей Гандлевский придет увидеть Арсения Тарковского, поэта и отца известного режиссёра Андрея Тарковского. Здесь Пастернак на своей даче будет давать праздничный ужин в честь полученной Нобелевской премии, еще не зная о скандале. Солженицын на даче Чуковского будет тайно дописывать «Архипелаг ГУЛАГ», после публикации которого нобелевский лауреат по литературе будет изгнан из страны. Словом, вся литература советского периода так или иначе проходит через небольшие улицы посёлка. Теперь многие писатели похоронены на местном кладбище.
Сегодня в Переделкине можно посетить некогда роскошный Дом творчества писателей, увидеть уникальную манеру проведения экскурсий в доме Чуковского и поучаствовать в традиционных кострах, посетить дома-музеи Пастернака и Окуджавы, а также музей-галерею Евтушенко. Сюда надо спешить приехать, пока тихие улицы не постигла судьба поселка «Советский писатель» в Красной Пахре.
5. Таруса: заповедник 137-го километра
Одноэтажный старинный город стал сегодня природно-архитектурным заповедником, но по праву может считаться и литературным. Здесь провела детские годы Марина Цветаева, Надежда Мандельштам начала писать свои «Воспоминания», а Николай Заболоцкий сочинил известное стихотворение «Городок», спетое позже Борисом Гребенщиковым и Андреем Макаревичем. «Есть кому в Тарусе плакать — Девочке Марусе».
Особое влияние на историю Тарусы оказало расположение города за 101-м километром от Москвы, поэтому здесь могли проживать осуждённые по политическим статьям. Например, Иосиф Бродский дожидался в Тарусе своей визы. Место это было любимо диссидентами. Здесь в 1961 году был официально опубликован в обход московской цензуры литературный сборник «Тарусские страницы».
Но, пожалуй, главная литературная фигура города — Константин Паустовский, который по-настоящему раскрывается в этой уединённой местности. Литературный секретарь писателя Валерий Дружбинский вспоминал: «Удивительно, но Паустовский ухитрился прожить время безумного восхваления Сталина и ни слова не написать о вожде всех времён и народов. Ухитрился не вступить в партию, не подписать ни единого письма или обращения, клеймящего кого-нибудь. Он изо всех сил пытался остаться и поэтому остался самим собой».
Предлагаем гулять по улицам Тарусы, посетить музеи семьи Цветаевых и Паустовского, а еще переплыть на лодке через Оку в Поленово.
6. Дунино: неизвестный Пришвин
На радость хорошо сохранился быт дачи известного советского писателя, потому что сразу после смерти Пришвина она превратилась в музей. Здесь можно увидеть его шикарный «Москвич-400», фотоаппарат Leica, который писатель получил в Наркомторге СССР для работы над книгой «Охота с камерой», стул-трость и многое другое из особого быта советских литераторов.
Однако изолированность пришвинской дачи связана не только с любовью писателя к природе. Он купил эту дачу вместо государственной в Переделкине из прагматических соображений. Здесь в безопасности создавались и хранились его дневники. Про них сам писатель говорил: «...за каждую строчку моего дневника — 10 лет расстрела». Интересны дневники не только честным описанием эпохи (Пришвин вел их с 1905 по 1954 год), но и своей афористичной формой, высокой концентрацией мысли, переплетением мыслей о своей судьбе с тонкими наблюдениями за природой. Например, в 1939 году запись «Я часто думаю о себе, как я мог уцелеть как писатель в тяжелых условиях революции, как не стыдно так сохраниться» соседствует с радостью первой грозы: «Райский день: вчера ударил первый гром, сегодня, я думаю, лягушки выйдут».
7. Быково, Красково и Малаховка: литературный андеграунд
В рабочем посёлке Быково проживает чуть больше 10 000 человек, и здесь в 1955 году родился Владимир Сорокин, один из важнейших современных писателей России. Однако в городском ландшафте место рождения великого русского писателя пока никак не отмечено. Поэтому в Быкове, кроме радостей жизни небольшого подмосковного городка, рекомендуем посмотреть сохранившуюся псевдоготическую церковь конца XVIII века и руины усадьбы.
Ехать сюда надо непременно на электричке, чтобы по дороге заехать в Красково и Малаховку. В этих дачных поселках бывали Чехов и Гиляровский, выступал Шаляпин и преподавал Марк Шагал, о чем можно узнать в музее недалеко от станции Малаховка.
Но для литературы второй половины XX века на этих станциях разыгрывался еще один важный сюжет — здесь проводили лето Всеволод Некрасов и Генрих Сапгир. Те самые Генрих-Вертолет и Севка-Мемля из лианозовской шпаны, которые бьют Женьку (Евтушенко) и Андрюху (Вознесенского) в «Голубом сале» Сорокина. Лианозовская шпана в сорокинской интерпретации — это Лианозовская школа, которая была объединением неподцензурных поэтов конца 1950-х — середины 1970 годов. В своих стихах они использовали язык подчёркнуто непоэтический. Тот, что можно было услышать в бараках, в магазине, на заводах — язык маленького человека, вынужденного существовать на окраине жизни.
В нашу подборку не включены самые популярные, согласно Турстату, литературные усадьбы: Мураново (связанное с Тютчевым), Шахматово (здесь прошло детство Блока), Мелихово (Чеховские места) и Абрамцево (кто здесь только не был), но их мы тоже непременно рекомендуем посетить.
Источник: МЕЛ