Текст: Анна Чайникова, учитель русского языка и литературы школы № 171
Иллюстрация Екатерины Муратовой к книге Владимира Железникова «Чучело»
Комментарий ФИПИ
Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой - об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе. Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.
Словарная работа
ДОБРОТА
1. Качество характера, заключающееся в отзывчивости, в душевном и теплом отношении к людям, в отсутствии злобы и неприязни;
2. Душевное расположение к людям, благожелательность, отзывчивость, стремление делать добро другим.
Синонимы: добросердечие, сердечность, душевность, мягкосердечие, благодушие, человечность, человеколюбие, участливость, добросердечность, отзывчивость, гуманность.
ЖЕСТОКОСТЬ
1. Качество, характеризующее безжалостного человека. Проявляется в бесчеловечном, грубом, оскорбительном отношении к другим живым существам, причинении им боли и в посягательстве на их жизнь.
2. Безжалостные поступки, стремление причинять другим страдание, получая при этом удовольствие.
Синонимы: бездушность, безжалостность, беспощадность, бессердечность, бесчеловечность, бесчувственность, варварство, кровожадность, неумолимость, свирепость, суровость, черствость, холодность.
Аспекты рассмотрения тематического направления
- К кому может быть проявлена жестокость/доброта (по отношению к чужакам/ близким; к тем, кто слабее; к природе, животным);
- В чем проявляется доброта/жестокость;
- Истинная и ложная доброта;
- Доброта и жестокость на войне.
В обыденном понимании жестокий человек - это тот, кто причиняет физическую и моральную боль людям, тот, кто будет груб, жесток, безжалостен по отношению к слабому и беззащитному, кто может даже лишить человека жизни. Жестокость привычна и понятна на войне: защищающий родину солдат не будет проявлять жалость к врагу, иначе сам может быть убит. Но бывают ли исключения? Можно и нужно ли сочувствовать врагу, быть добрым по отношению к нему? Пожалуй, бывают. Даже во враге увидеть человека, пожалеть его смогли герои «Войны и мира» Л. Н. Толстого. В 4 томе романа-эпопеи писатель изображает взятого в плен французского барабанщика Винсента Боссе, еще совсем мальчишку. Петя Ростов, понимая незавидную долю пленного, жалеет его: «Нам-то отлично, а ему каково? Куда его дели? Покормили ли его? Не обидели ли?» - думает Ростов, сидя за столом с офицерами. Ему небезразлична судьба юного барабанщика, и он хочет хоть чем-нибудь ему помочь, но вместе с тем Пете хочется, чтобы остальные считали его бравым солдатом, а не сентиментальным юношей. Желание помочь борется в нем со стыдом: «…Скажут: сам мальчик, и мальчика пожалел. <…> Стыдно будет, если я спрошу? - думал Петя. - Ну да все равно!» Когда Петя находит Винсента Боссе, оказывается, что с ним все в порядке: он накормлен и сидит вместе с русскими солдатами у костра. «Имя его Vincent уже переделали: казаки - в Весеннего, а мужики и солдаты - в Висеню. В обеих переделках это напоминание о весне сходилось с представлением о молоденьком мальчике». То, как ласково русские называли чужого им француза, врага, свидетельство добросердечного отношения к нему. Толстой показывает, что даже на войне по отношению к врагу порой необходимо быть добрым. Если противник повержен, слаб, гуманное отношение к нему, проявление сочувствия, помощь является свидетельством силы и человечности.
Быть жестоким человек может не только на войне. Порой люди проявляют крайнюю степень жестокости и в мирной жизни, когда они не держат оружие и ни с кем не сражаются, но, движимые разными чувствами, наносят друг другу удары, подчас смертельные.
Те, кто, на первый взгляд, не делает ничего дурного, не обижает ни словом, ни делом, бывают жестоки к окружающим.
«Равнодушие есть наивысшая жестокость», - сказал М. Уилсон, нельзя не согласиться с его словами.
В рассказе «Устрицы» А. П. Чехов изображает бедную семью, вынужденную выйти на улицу просить милостыню. Еле стоя на ногах от голода, в полубреду, увидев на трактирной вывеске слово «устрицы», мальчик представляет, как выглядят эти морские животные: «Я живо воображаю себе, как приносят с рынка это животное, быстро чистят его, быстро суют в горшок… быстро, быстро, потому что всем есть хочется… ужасно хочется!» Ребенок начинает бредить от голода и выкрикивать: «Дайте устриц! Дайте мне устриц!» Собравшуюся вокруг толпу только забавляет это зрелище: маленький оборвыш, требующий аристократического утонченного кушанья. Не сочувствие и человеколюбие толкает каких-то двух господ в цилиндрах накормить ребенка, да и чем? Устрицами! Ими движет желание позабавиться, они хотят поглумиться над несчастной семьей, и они равнодушны к их беде. Ни одному человеку из собравшейся вокруг ребенка толпы также не пришло в голову помочь семье, они «глядят с любопытством и смехом», как мальчик «с жадностью, не жуя, не глядя» ест устрицы прямо с раковиной. Можно ли сказать, что господа поступили по отношению к ребенку гуманно, накормили его, тем более таким изысканным кушаньем, которое бы он никогда не попробовал? Безусловно, нет. Ими двигало желание позабавиться, а не доброта. Нет ничего хуже безразличного отношения к жестокому обращению с невинными и беззащитными. Тех, кто остается привычно равнодушным к беде другого, не приходит на помощь, нельзя назвать людьми.
Примерные формулировки темы
- В чем причины жестокости?
- Чем опасна жестокость?
- Может ли добрый человек проявлять жестокость /жестокий человек проявить доброту?
- Как связано понятие доброта с отзывчивостью?
- Как связаны понятия жестокость и равнодушие?
- Может ли добрый человек быть равнодушным?
- Может ли доброта быть неискренней?
- Может ли жестокий человек измениться?
- Можно ли оправдать жестокость?
- Нужно ли проявлять доброту к врагам?
- Как понятие жестокость связано с эгоизмом?
- Нуждается ли «доброта» в «благодарности»?
- Может ли доброта изменить мир?
- Может ли жестокое слово убить /доброе слово спасти?
- Может ли быть добрым человек, причиняющий зло животным?
- Можно ли утверждать, что «всякая жестокость происходит от немощи» (Сенека)?
- Почему такое качество как «доброта» часто ассоциируется со словом «простота»?
- Может ли жестокость быть вынужденной?
- Почему важно быть добрым к тем, кто от тебя зависит?
- Можно ли добиться добра при помощи жестокости, зла?
Афоризмы и высказывания известных людей
- Движение к добру человечества совершается не мучителями, а мучениками (Л. Н. Толстой).
- Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле (Л. Н. Толстой).
- Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла (В. Ключевский).
- Доброта, даже самая маленькая, никогда не пропадает даром (Эзоп).
- Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе (Л. Н. Толстой).
- Без доброты невозможна истинная радость (Т. Карлейль).
- Делать добро легче, чем быть добрым (Ж. Вольфром).
- Ткань нашей жизни соткана из перепутанных нитей, добро и зло соседствуют в ней (О. Бальзак).
- Есть много жестоких людей, которые лишь чересчур трусливы для жестокости (Ф. Ницше).
- Из всех преступлений самое тяжкое - это бессердечие (Конфуций).
- Самые раскаленные места в аду предназначены для тех, кто во времена великих моральных испытаний хранил нейтралитет (Данте Алигьери).
- На жестокость нужно отвечать жестокостью. В непротивлении злу насильем есть своя прелесть, но оно на руку подлецам (А. Моруа).
Список литературы
-
- А. С. Пушкин «Капитанская дочка»
- Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»
- А. Н. Островский «Гроза»
- И. С. Тургенев «Муму»
- Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», «Мальчик у Христа на елке»
- Л. Н. Толстой «После бала», «Война и мир»
- А. П. Чехов «Устрицы», «В аптеке», «Событие»
- И. А. Бунин «Красавица»
- А. И. Куприн «Чудесный доктор»
- Л. Андреев «Кусака»
- М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
- А. П. Платонов «Юшка»
- М. А. Шолохов «Судьба человека», «Тихий Дон»
- А. И. Солженицын «Матренин двор»
- В. Г. Распутин «Уроки французского»
- Б. Васильев «А зори здесь тихие»
- К. Г. Паустовский «Теплый хлеб», «Заячьи лапы»
- А. Алексин «Безумная Евдокия»
- В. К. Железников «Чучело»
- Ю. Яковлев «Он убил мою собаку»
- Р. Д. Гонсалес Гальего «Белое на черном»
- У. Голдинг «Повелитель мух»