САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Итоговое сочинение-2022. «Свобода человека и её ограничения»

Правда ли, что свобода человека заканчивается там, где начинается свобода другого? Готовимся к итоговому сочинению-2022 и вспоминаем, что такое хорошо, а что такое плохо

Итоговое сочинение-2022. «Свобода человека и её ограничения» / Pixabay.com
Итоговое сочинение-2022. «Свобода человека и её ограничения» / Pixabay.com

Текст: Ольга Лапенкова

Обсуждая, что писать на итоговом сочинении, мы разобрали уже три тематических направления из блока «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»:

Рассуждая на эти непростые темы, мы пришли к мнению, что, если не задаваться философскими вопросами, не познавать себя самого и не расти как личность, невозможно стать поистине счастливым человеком. Тот, кто живёт «по инерции», не размышляет о собственных победах и поражениях, не умеет признавать свои ошибки и уважительно относиться к окружающим, вряд ли станет хорошим другом, сотрудником, семьянином. Конечно, жизнь часто подкидывает нам ситуации, где просчитать исход попросту невозможно. Никто не застрахован от того, чтобы случайно обидеть или огорчить близкого человека. Но от нас и не требуется быть идеальными: нужно просто стараться и, допустив ошибку, не впадать в крайности — не отрицать своей вины, но и не скатываться в бездны самобичевания.

И всё-таки есть огромная разница между ошибкой и преступлением; между несправедливым поступком по отношению к другому человеку — и желанием отнять у него свободу, «переделать» его, нравственно сломать. Но где заканчивается свобода одного человека — и начинается свобода другого? Почему люди, начиная с малых проступков, становятся преступниками и тиранами? И существуют ли ситуации, когда человека, нарушившего моральные или государственные законы, можно оправдать?

Как обычно, вспомним, какие вопросы задавали выпускникам, начиная с 2014 года, когда школьники стали сдавать, помимо итоговых экзаменов, ещё и «зимнее» сочинение.

Темы и направления прошлых лет

Нынешние студенты, окончившие школу от двух до четырёх лет назад, помнят следующие направления итогового сочинения:

Все они так или иначе посвящены проблеме ограничения свободы, но можно назвать и конкретные темы:

  • •«Возможно ли счастье, построенное на несчастье других?»

  • •«Когда равнодушие может стать преступлением?»

  • •«Что такое возмездие?»

  • •«Опасна ли месть для самого мстителя?»

  • •«Можно ли истребить зло, не прибегая к жестокости?»

  • •«Могут ли благие намерения привести к преступным деяниям?»

  • •«Как Вы понимаете известное высказывание: „Всё тайное становится явным“?»

  • •«Почему человек может бояться высказать свою позицию?»

  • •«Можно ли быть независимым от общественного мнения?»

  • •«Как Вы относитесь к такой жизненной позиции: „Для меня не существует авторитетов“?»

Изучив эти темы, можно выделить три вектора рассуждений. Первый — толкование слова «преступление», разновидности противоправных действий, вопросы, связанные с оправданием преступника. Второй — жестокость и бессмысленность мести. И, наконец, третий — понимание свободы как отсутствия авторитетов, умение жить своим умом.

Подберём аргументы из литературы и кино к каждому из описанных случаев.

Что такое преступление

Рассуждения о законах и преступниках, как и многие другие философские диспуты, содержат много «неудобных» и даже страшных вопросов, ведь разновидностей преступлений — великое множество.

Самый простой случай — это очевидное нарушение закона той страны, гражданином которой человек является (или на территории которой проживает). Однако не каждый поступок, даже если он плох с точки зрения закона, является преступлением. В Российской Федерации различают преступления и правонарушения — в отличие от степени тяжести проступка и от того, насколько большой вред был нанесён окружающим. Например, в КоАП РФ (кодексе об административных нарушениях) есть статья «Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления». За этой сложной формулировкой скрывается простая мысль: если вы будете мусорить на улице, вас могут отвести в отделение. Однако вряд ли кто-то будет спорить, что бросить фантик мимо урны — это ещё не преступление. Также к правонарушениям, а не к преступлениям по законам нашей страны относятся:

  • •«осуществление проката фильма без прокатного удостоверения»;

  • •«незаконное ношение государственных наград»;

  • •«умышленное повреждение или срыв печати/пломбы».

Итак, если вы купили домашний кинотеатр, приобрели диск с фильмом и решили показать его знакомым за деньги, есть вероятность, что вас оштрафуют. То же самое произойдёт, если вы одолжите у родственника, заслужившего ордена или медали, парадную форму, наденете её и пойдёте прогуляться. Или если вам станет чересчур интересно, что творится на чердаке — или в подвале — многоквартирного дома. Но «настоящие» преступники нарушают не КоАП, а Уголовный кодекс. И кстати, там перечислены не только побои, кражи и прочие неприятные вещи, но и, в том числе, «клевета», «нарушение неприкосновенности частной жизни» и «неправомерный доступ к компьютерной информации».

Но есть и более сложное понятие: преступление против нравственности — или, если угодно, против собственной совести. Такие действия не наказываются с точки зрения закона, но часто приносят куда больше вреда, чем многие уголовные преступления.

Представим двух подруг — Таню и Леру, одну из богатой, вторую из бедной семьи. Они познакомились, будучи студентками, и Таня всегда брала Леру с собой, куда бы той ни захотелось: хоть в кафе, хоть в отпуск за границу. И ничего не просила взамен! Так прошло несколько лет, а когда у Тани внезапно начались финансовые проблемы, Лера перестала отвечать на её звонки и сообщения. Пожалуй, лучше бы девушка один раз украла у «подруги» кошелёк, чем долгие годы притворялась родственной душой!

В ряде случаев человека, пошедшего против закона или даже против нравственности, можно оправдать — или хотя бы понять. Вряд ли кто-то станет осуждать Соню Мармеладову из романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», ведь честным трудом она не могла прокормить семью. Но вот что важно: Соня и сама тяжело переживала происходящее — и знала, что бросит своё дурное «ремесло», как только представится возможность. Нельзя систематически нарушать закон и жить припеваючи. Подтверждение этому тезису можно найти, посмотрев следующие фильмы:

  • •«Леон» Люка Бессона (1994);

  • «Фарго» братьев Коэнов (1996);

  • •«Город бога» Фернанду Мейреллиша и Кати Лунд (2002).

Бессмысленность и жестокость мести

Покушаясь на свободу другого человека и тем более — нанося вред его здоровью и имуществу, злодей понимает, что его могут наказать по закону, но также он осознаёт, что сам потерпевший или его близкие могут захотеть мести. Современная этика осуждает месть, ведь она не лишает проблему, а напротив, усугубляет её: тот, кому отомстили, может «запустить» новую цепочку, и так до бесконечности. Но что же тогда делать с принципом «Око за око, и зуб за зуб», который прописан в Ветхом Завете? Разве он не указывает, что месть — право и даже обязанность потерпевшего?

Дело в том, что в древности люди отличались более суровыми нравами. Например, на данный момент в большинстве государств запрещена смертная казнь: приговаривать преступников к высшей мере наказания можно лишь в 53 странах из 195 существующих. Возможно, кому-то покажется слишком большим и такое число, — однако стоит отметить, что до расстрела или электрического стула дело доходит крайне редко. Так, в 2020 году во всём мире было вынесено менее 500 таких приговоров. А вот в древности смертная казнь была в порядке вещей. Так что библейская фраза «Око за око, и зуб за зуб», обращённая к людям, жившим три или четыре тысячи лет назад, не столько призывает к мести, сколько ставит разумные рамки. А также подчёркивает, что ответственность за преступление несёт только один человек — сам преступник, — но никак не его семья.

Более того, в Новом Завете, написанном около двух тысяч лет назад, принцип «око за око» оказался переосмыслен. В Евангелии от Матфея указано, что Христос произнёс следующие слова:

«Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду...» (Мф 5:38)

Итак, в современном мире месть вряд ли можно оправдать: нельзя уничтожить зло при помощи зла. Эту мысль доказывают следующие произведения:

  • •трагедия У. Шекспира «Гамлет»;

  • •пьеса М. Ю. Лермонтова «Маскарад»;

  • •фильм Мартина Макдонаха «Три билборда на границе Эббинга, Миссури»;

  • •фильм Андерса Томаса Йенсена «Рыцари справедливости».

Свобода как отсутствие авторитетов

Уважать чужую свободу, быть критичным к самому себе и, будучи обиженным, не мстить, а решать проблемы гуманными методами — это базовые умения человека, которого можно назвать по-настоящему свободным. Однако есть ещё одна важная способность, без которой нельзя стать поистине зрелым человеком: это способность признавать авторитеты.

Речь идёт вовсе не о том, чтобы слепо идти по пути, который для вас «выбрали» другие люди. Конечно, главные вопросы каждый должен решать самостоятельно. Однако не стоит отрицать, что наши убеждения во многом сформированы другими людьми. Если бы не пример родителей и наставников и не та мудрость, которую донесли до нас через годы и века выдающиеся деятели науки и искусства, мы бы не были самими собой. И даже если мы не согласны с тем, что говорят нам близкие люди или классические произведения, мы всё равно отталкиваемся от их опыта, а не создаём собственный мир с нуля.

Люди, отрицающие авторитеты и потому не способные стать поистине счастливыми, — это не только Базаров из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», но и капитан Немо из романов Жюля Верна «Двадцать тысяч лет под водой» и «Таинственный остров», а также, конечно, Холден Колфилд из культового произведения Джерома Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи».

Ещё материалы по теме:

Шаблон и пример итогового сочинения

Как справиться со страхом белого листа и рассчитать время на итоговом сочинении

Критерии оценки итогового сочинения

Список небольших произведений, которые могут пригодиться на итоговом сочинении: